Заводоуправлению – 100 лет

Наконец,  поставлена окончательная  жирная точка в вопросе строительства здания, которым любуемся, проезжая по Ярославскому шоссе. Оно находится на территории Ракетно- Космического комплекса «Энергия» (РКК «Энергия). Самым прижившимся заблуждением стал миф, что это здание – дача чайного фабриканта Перлова. Однако, архивные документы это не подтвердили: в отчётах о строительстве Московского орудийного завода был указан «советский» год строительства. Прошло уже почти 10 лет, как я подготовила статью о строительстве этого здания, где были приведены документы из архивов, опровергающих «дачный» характер здания и раскрывающий имя архитектора [1]. В апреле 2022 года в Музее архитектуры им. Щусева краеведу Гришину Игорю удалось обнаружить эскизный проект первоначального архитектурного решения здания Заводоуправления, на котором есть и подпись автора проекта – инженера А.А. Галиевского, и даже год проектирования. Это очень ценная находка, которая закрывает дискуссию, продолжавшуюся несколько десятилетий!

Современный вид здания Заводоуправления (корпус 49).

Существовало несколько вариантов здания Заводоуправления. Орудийный завод приехал в 1918 году не на пустое место. Здесь с 1916 года шло сооружение Казенного завода военных самоходов (КЗВС). Необходимость в нем возникла потому, что России на фронтах Первой мировой войны не хватало грузовиков, легковых и санитарных машин для подвоза снарядов, продовольствия, вывоза раненых. Здесь в Подлипках предполагалось собирать шасси на базе знаменитой фирмы Кросслей (Croslley Brothers ). Сооружение завода было доверено Британскому Акционерному Обществу «БЕКОС».

В фонде 1077 ЦГА Москвы был найден чертеж № 109-0 «Временные и вспомогательные сооружения при КЗВС» утвержденный 01.12.1917г., где указаны уже существовавшие постройки и намеченные.  Перечислены существующие здания: 8 – сарай для кровельной мастерской, 10 – манеж, 11- конюшня, 23 – квартира директора и правление, 24, 25, 28 – жилые дома, 26 – контора завода, 27 – кладовая, 29 — сарай.

Перечислены строящиеся здания завода КЗВС:  I — Литейный цех,  III — Механический цех ( самый большой в Европе),   IV -Деревообделочный,  IVa — Малярно-обойный,  VII — Котельно- насосная, VIII —  Испытания моторов, X — Силовая станция,  XI — Заводоуправление ,  XII —  Ремонтный цех, XV — Склад (дерев. стр.), XVII —  Общежитие на 60 мест,  XVIII – тоже.  Перечислены подробно все временные и вспомогательные деревянные сооружения, включая клозеты и ретирады. Всего 74 позиции.

Временные и вспомогательные сооружения при КЗВС. 1 декабря 1917 г. Реконструкция Г.И. Маношкина.

КЗВС в первую очередь строил цеха, ж.д. ветку от ст. Мытищи на завод. Площадка под Заводоуправление была намечена как раз там, где сейчас красуется корпус (№ 49). Первоначально администрация завода военных самоходов располагалась в бывшем 2-х этажном деревянном доме, построенном Николаем Семеновичем Перловым (№23). Затем барский дом был отдан под квартиру директора завода — Ивана Васильевича Вардроппера. Новое здание Заводоуправления они так и не успели построить!

Но удалось полностью запустить только цех по ремонту автомобилей приходящих с фронта.  Большая часть автомобилей относилась к фирме Уайт. Первые машины разобрали на запчасти, определили слабые места, которые  чаще всего выходили из строя.

Автомобиль марки Уайтъ, источник.

Ремонтные работы шли своим чередом, но установившаяся Советская власть решила по-иному. Важнее для новой власти было найти место для эвакуированного из Питера Орудийного завода. Это место оказалось наиболее удобным.

«Комиссия… осмотрела ряд заводов, причем наиболее подходящим в техническом и экономическом отношении являлся завод «Бекос», ныне казенного завода самоходов.

Заводских зданий – 6 почти законченных, 3 – на 50 %; имеются старые существующие, не заводского типа, постройки – 14. Вспомогательные постройки – сараи и навесы – 35».

Ликвидационная комиссия приступила к осмотру зданий:

Литерный  цех.  Без крыши, внутренней отделки нет. Здание считается оконченным  на 50%…Хотя здание и имеет большинство оборудования, все же не может производить отливки, т.к. само здание не окончено. Вследствие чего завод заказывает отливки на стороне (гл. образом на Мытищинском  Вагоностроительном  заводе).

Слесарно-механический цех. Всё здание окончено вчерне. Остается  остекление  верхних фонарей и внутренняя отделка. 3дание готово на 70%. Механический цех-1490,43  кв. саж. — является самым грандиозным зданием не только на заводе «Бекос», но и по сравнению с аналогичными автомобильными предприятиями.

Деревообделочный цех. Здание воздвигнуто, снаружи отделано.  Остается застеклить и отделать внутри. Готовность — 70%. 

Обойно-малярный цех — здание окончено на 35%, т.к. следует поставить крышу, остеклить и отделать внутри.

Котловая и насосная  станция —  75 % , осталась внутренняя отделка.

Отдел испытаний  моторов — 60%.    Силовая станция —  75%.

Ремонтный отдел  закончен, и производство функционирует с осени 1917г.[2]

Здание общежития на 60 человек №ХVII  с общей  столовой и кухней, имеющее центральную часть кирпичную и два крыла с комнатами — деревянные срубчатые закончено вчерне.

Здание общежития того же типа под №ХVIII , менее закончено, т.к. одно крыло совершенно не выстроено. 

Петроградский Орудийный расположил свою администрацию в 2-х этажном, построенном ещё КЗВС,  деревянно-каменном здании рядом с домом Перлова. К сожалению, здание XVII было снесено в 70-е годы, а его «близнец» уничтожен 13 февраля 2020 года, несмотря на активные протесты градозащитников, жителей и краеведов. На 2022 год по адресу: ул. Гагарина, д.5 только пустырь.

  Дом Перлова (№23), в котором жили работники  Орудийного завода, в том числе и директор завода Зотов Г.Т., тоже не дожил до наших дней. Мы уже не можем  жителям и гостям города Королёва показать хотя бы одну гражданскую постройку, сохранившуюся от Казенного завода военных самоходов! Только на территории закрытого предприятия РКК «Энергия»  есть производственные цеха КЗВС, объединенные под одной крышей с другими вновь построенными.

Фрагмент плана КЗВС с существующими постройками (обозначены черным цветом), зданием №23 и садом усадьбы Н.С.Перлова

Орудийному заводу следовало было приспособить здания под свои цеха, переоборудовать и построить новые. Требовалось оперативное решение, которое легло на плечи команды архитектора А.В.Самойлова — служащих Строительной части. Казимир Михайлович Лукашевский, Иван Егорович Некрасов, Яков Андреевич Андреев, Наталья Николаевна Прохорова с 15 декабря 1918 года по 1 марта 1919 года выполнили большой объем работ, о чем была составлена ведомость на получение вознаграждения. Но этот вопрос долго не решался, поэтому Самойлов А.В. написал заявление в Строительное бюро ЦПАЗ, где говорилось и о значимой работе своего коллектива:

«В настоящем моем заявлении я прошу также об ускорении рассмотрения вопроса о вознаграждении за исполненную работу, т.к. в ней принимали участие и ряд других лиц /техники, чертежники, переписчики/, перед которыми  у меня имеются денежные обязательства по оплате их труда.

Для пояснения, привожу следующие справки: работа исполнялась мною в бытность мою архитектором Завода в неурочное время около 5 месяцев, с октября по март месяц, посвящая праздничные дни и вечера интересующей меня и необходимой для Завода работе.

В служебное время этой работой я заниматься не мог, т.к. будучи загружен мелочной текущей работой, не имея достаточного штата даже для текущей работы, это было физически совершенно неисполнимо.

Со дня окончания работы прошло около 3-х м-цев. Архитектором Завода я более не состою и мне необходимо ликвидировать мои дела с заводом»[3].

18 августа 1919 года было заседание комиссии по постройке и оборудованию завода и поселка для рабочих. Архитектор Аладжалов Александр Томасович, сменивший с 7 июня  уволившегося  Самойлова А.В., представил свой  второй вариант расположения помещений Заводоуправления. Привлеченные к этой же работе, представители фирмы «Инженеры — Специалисты» Шумилин и Хайдуков предложили ещё 4 других эскизных проекта.

«Комиссия единогласно остановила свой выбор на проекте здания Заводоуправления № 4, как наиболее отвечающем своему назначению, как по компактности, так и по удобству расположения всех отделов. Кроме того проект имеет простой, но скромный и в тоже время изящный фасад, который ближе подходит к зданию такого назначения» [4].

«Краткие соображения  и чертеж Генерального плана были представлены в Хозяйственную часть для отсылки в Центральное Правление Артиллерийских Заводов (Ц.П.А.З.)  27.10.1919 года за № 2043». Соображения предполагали строительство новых зданий, пристройки к ним, приспособление существующих. Добавочно запроектирована широкая ж.д. колея со стороны Ярославского шоссе и запасный путь с паровозным депо.

«Здание Заводоуправления проектировано на той же главной оси Завода (с востока на запад), выходящее главным  своим фасадом на восток в сторону участка земли «Вилла Подлипки», где должен быть расположен поселок рабочих и служащих. Столовая с чайной,  а также Проходная Контора запроектированы отдельным двором к северу от здания Заводоуправления. К югу от Заводоуправления отдельным двором с садиком Приемный Покой, далее к югу два здания бывшего КЗВС, квартира Смотрителя зданий, Конный двор, в северо-восточном углу Конного двора – баня, гараж, Пожарный сарай-обоз. Южную часть участка завода предположено замкнуть узкоколейкой ж.д., по которой будут подвозить торф с торфяных болот.

Что касается водопровода и канализации территории завода, то водопровод предположено иметь из скважины, дебет которой 1400 ведер в час, канализация же сплавная с биологической очисткой воды, а также станция биологической очистки запроектирована в юго-западном углу участка завода, как ближайшее место отпуска очищенных вод в реку Яузу» .

Чертеж наружного водопровода на территории КЗВС, представленный Бекос. Обозначенное пунктиром на нижнем плане здание, предположительно Заводоуправление. Фото И.А. Гришин. Публикуется впервые.

Для осуществления общей канализации, для удаления сухих и твердых отбросов предположено устроить мусор–сжигатель вблизи будущей биостанции [5].

Но  проект долго лежал в ЦПАЗ и не был утвержден. Это и помешало приступить к сооружению  Заводоуправления, хотя работы входили в программу построек 1919 года.

Была определена программа строительства на 1920 –й год, утвержденная ЦПАЗ, которая предусматривала как достройку существующих производственных зданий, так и постройку новых. Кроме этого решено построить вновь: каменную продовольственную лавку, каменную конюшню со складом фуража, каменный гараж, рубленую баню и проходную контору, а также жилой дом для вахтеров и 10 рубленых домов поселка. Но к постройке 10 рубленых домов  и  2-х этажного жилого дома для вахтеров так и не приступили из-за отсутствия леса.

Наконец, в делах 1922 г. обнаружено «Задание для проекта здания Заводоуправления завода им. Калинина»  [6] с описанием  двухэтажного корпуса и детальной разбивкой этажей, с наименованием помещений.

17 марта 1923 года подписывается «Договор на составление проектов, смет и рабочих чертежей Московского Орудийного завода имени Калинина». Заведующий Строительным Отделом  завода Инженер А.Ф. Богомолец и гражданский инженер Алексей Алексеевич Галиевский заключили между собой договор на составление чертежей Пушечной и Прицельной мастерских, здания Заводоуправления с расчетом железобетонных конструкций, эскиза, проекта, сметы и рабочих чертежей.

На заседании Технической комиссии 30 марта 1923 Зав. Строительной Части представляет эскизный проект здания Заводоуправления, разработанный согласно заданиям Тех. Директора, инженером архитектором Галиевским. Общ. кубатура зд. 1600 кб.саж, из коих к осуществлению в этом году намечается 900 кб.саж.

С началом весны начинались и активные строительные работы, для которых требовалось кровельное железо, цемент, кирпичи, лесные материалы. Шел поиск материалов, подписание договоров, но материала не хватало, присылали меньше и не в назначенные  сроки. Все это было отражено в протоколах заседаний Строительной комиссии, которая собиралась два раза в неделю. Обсуждался даже вопрос об определении типа пола для Заводоуправления.  Решили наиболее прочным и подходящим типом пола – паркетный шпунтованный в ёлочку [7].

В Центральном архиве города Москвы хранения, в фонде 2122 хранится  дело 627. Там представлены отчёты по строительству здания Заводоуправления и, конечно, договор от 23 мая 1923 года Орудийного Завода им.  М.И.Калинина в лице управляющего заводом Г.Т. Зотова  с Государственной Строительной Конторой «МОССТРОЙ» в лице директора М.В. Крюкова. Весь подряд  должен быть окончен «Мосстроем» в шестимесячный срок.

Фото сотрудников завода 8 ноября 1923 г. в день празднования 5-тия МОЗ на фоне недостроенного здания Заводоуправления
Здание Заводоуправление в 2022 году, фото @signal.maker

Между тем в переписке отмечалось, что

« в виду отсутствия на рынке железных оцинкованных труб, и трудности достать их даже для больниц, мы вынуждены водопровод в здание Заводоуправления оборудовать черными газовыми трубами. Смывочные бачки могут быть установлены типа «Тритон» или «Комета» чугунные».

Наступил день приемки здания – 9 января 1924 года. Комиссия в составе Заведующего  Внутренним Хозяйством Л.И. Мазурина, Строительного Отдела: техника Н.Г. ЧИКИНА,  десятника С.Н. ПРУДНИКОВА и производителя работ Госконторы «Мосстрой» — Г.В. ВОЛЬФСОН, — произвели осмотр и составили опись незаконченных работ по постройке здания Заводоуправления» из 44-х пунктов.  

Наконец, 7 марта 1924 года с множественными, почти теми же,  недоделками здание Заводоуправления приняли! Хотя за эти  2 месяца можно было бы учесть замечания. Поэтому 20-тым, последним пунктом в Акте приемки записано: «По поводу указанных дефектов «Мосстроем»  будет подано особое заявление». При окончательном расчете за недоделки была снижена общая сумма работ на 3181 руб. 67 коп.

Здесь представлен проект здания. Вероятно, в ходе строительства были некоторые изменения, если сравнивать ныне существующее здание с проектом: серьезные переделки произошли в обрамлении крыши, появились наличники. Изменения явно в лучшую сторону! Ну, а впрочем, предлагаю поискать отличия и вам!

Галина  Маношкина, член Союза краеведов России

Материалы по теме:

«Заводоуправлению – 90 лет» Г.И. Маношина, Калиниградская правда № 39, 3 апреля 2014 г.: https://historykorolev.ru/archives/1530

«Казённый завод военных самоходов в Подлипках в годы Первой Мировой войны» Г.И. Маношкина, 2017 г.: https://historykorolev.ru/archives/1428

«Судьба имения Перловых в Подлипках» Г.И. Маношина, Калининградская правда № 146, 26 декабря 2013 г. https://historykorolev.ru/archives/1393

Выражаю благодарность Музею архитектуры им. А.В. Щусева, Игорю Гришину, Королёвскому и Московскому областному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) за выполненные фотографии чертежей и проекта здания.


[1] газета «Калининградская правда» № 39 за 03.04.2014 г. «Заводоуправлению 90 лет»

[2] РГАЭ Ф. 2097 оп. 6 д. 202

[3] ЦГА Москвы Ф. 2221 оп.1 .дело 277

[4] ЦГА Москвы Фонд 2122 оп.1 д. 213

[5] ЦГА Москвы Ф. 2221 оп.1 .дело 261

[6] ЦГА Москвы Ф. 2221 оп.1 .дело 516

[7] ЦГА Москвы Фонд 2122 оп.1 д. 561

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. В материале написано: фирма Yait. Эта транскрипция неправильная.
    По ссылке под изображением автомобиля Уайт приведено название фирмы «Уайт»: «The White Co.»

  2. Галина Ивановна Маношкина:

    Семён, вы правы. Спасибо, что заметили. В архивных делах писали русскими буквами Уайт. Фирма Кросслей, а не Кроссли, как предлагают сейчас произносить.

Добавить комментарий