Наш край в эпоху Петра I. Часть 3. Деревня Бурково и село Костино

Деревня Бурково и Ипатьевский монастырь

Деревня Бу́рково (по старинному написанию – деревня Бу́ркова) находилась на правом берегу реки Клязьмы, в полутора километрах от села Болшево вниз по течению. С запада и юга земли деревни Бурково граничили с землями князей Одоевских, а с севера и востока с землями, принадлежавшими Спасо-Евфимьевскому монастырю.

Главное отличие деревни Бурково от всех остальных наших поселений петровского периода в том, что она единственная принадлежала не частному лицу, а религиозной организации – Ипатьевскому монастырю.

Ипатьевский монастырь, открытка 19 в.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь был основан в XIII веке в западной части Костромы на берегу одноимённой реки. Ипатьевский монастырь имел обширные земельные владения не только в Костромской, но и в Ярославской, Владимирской, Казанской и Московской губерниях. До 1764 года ему принадлежало 12,5 тысяч крепостных крестьян. Секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II подорвали монастырское хозяйство и его экономику. Известен факт, что еще в 1700 году по указу Петра I часть монастырских колоколов была изъята и переплавлена на оружие.

Поселения 16-17 вв. на территории современного Королёва

Деревня Бурково принадлежала Ипатьевскому монастырю с 1603 года, когда Марья Титова вложила (передала) в монастырь эту принадлежавшую ей деревню с землями. Ранее, в 1575 году деревня Бурково была куплена из государевых земель мужем Марии — Михаилом Житковым [1].

Согласно ведомости 1675 года деревня Бурково на реке Клязьме в Обухове (Бохове) стане Московского уезда продолжала входить в состав владений Ипатьевского монастыря [2] и числилась за ним довольно долго – минимум до 1763 года [3].

Ипатьевский монастырь, современный вид

По плану Генерального межевания 1766 г. деревня Бурково уже являлась владением Коллегии экономии Синодального Правления. В деревне проживало 35 душ мужского пола.

Характерно, что с петровских времен и до революции 1917 деревня не меняла свое местоположение, лишь росло количество дворов. Начало современной улицы Бурково полностью повторяет расположение старинного поселения. Ниже публикуется план, сделанный в 1860 году, когда крестьяне получили в пользование всю землю своей деревни (найден в ЦГА Москвы Маношкиной Г.И.). Несмотря на некоторые изменения, произошедшие за полтора века, он может проиллюстрировать контуры бурковских владений.

ЦГА Москвы Ф. 210 оп. 31 д.1210. 1860 г.

Источники:

[1] Государственный архив Костромской области, фонд 712, опись 1, дело 1, лист 17.

[2] Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. Составлено Протоиереем П. Островским. Кострома, 1870, с.224

[3] Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Федорович Романов умолен знаменитым посольством Московским на царство Русское. Составлено из подлинных монастырских бумаг. М., 1832, с.87.

Село Костино и бояре Кузьмины

Село Костино с 1635 года и до середины 18 века (т.е. около ста лет) принадлежало боярам Кузьминым (варианты: Козьмин, Косьмин, Космин), видным сановникам из Новгорода. В петровский период село поочередно принадлежало двум поколениям Кузьминых: Ивану Кузьмичу, а после — его сыну Фёдору Ивановичу.

О боярах Кузьминых сохранилось очень мало сведений. Иван Кузьмич Кузьмин имел дворцовый чин стряпчего с ключом. Фёдор Иванович Кузьмин, его сын — был царским стольником. В этой должности он впервые отмечен в 1671 году, позднее, с 1680 по 1692 год он — стольник царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. В «Боярских списках XVIII века» Федор Иванов сынъ Кузминъ записан как «стольник отставной, с 1703 г. в четвертях для посылок из Москвы».

  Костино при Кузьминых становится сначала сельцом, а потом селом. Население в петровский период довольно малочисленное:

— 1678 г. — двор вотчинников (в них 2 человека), 4 двора крестьянских, в них живет 14 человек и 4 человека крестьян в бегах;

— 1704 г. — двор вотчинников и 6 дворов, живет 21 человек [1].

В 1689 году после смерти своего отца Федор Иванович строит в тогда еще сельце Костино церковь Рождества Пресвятой Богородицы (или Богородицерождественскую). С её возведением сельцо получает название «село Богородское, Костино тожъ». По дате постройки церкви имеются разночтения, которые могут быть связаны с тем, что строительство, освящение и прочее оформление церкви – это длительный и многоэтапный процесс. В некоторых источниках упоминается и 1691, и 1695 годы. Стоит отметить, что все изученные на сегодня документы о дате строительства церкви написаны спустя 150-200 лет.

ЦГА Москвы. Ф.203, Оп.643, Д.41, Л.4об.

            Из четырех церквей, построенных в эпоху Петра I на территории нынешнего Королева, церковь Рождества Пресвятой Богородицы была единственная «зданием каменная». Благодаря этому небольшая домовая церковь простояла до XX века. И хотя в советский период церковь была разрушена, остались многочисленные фотографии 1910-1920 годов, на которых мы можем увидеть это старейшее здание во всех подробностях.

 Богородицерождественская церковь в Костино, вид с юго-западной стороны.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Костино была построена в стиле «Московского» барокко. «Церковь была небольшая, рассчитанная на сотню человек, но очень гармоничная и даже нарядная. Эту нарядность ей придавал белокаменный декор, который был особенно эффектен на фоне красного кирпича стен, а высокие белокаменные закомары создавали впечатление легкости, устремленности ввысь. Это подчеркивалось и удлинённой формой луковицы купола, легко возносящей к небу ажурный золотой крест. Барабан, поддерживающий луковицу с крестом, тех же изящных удлиненных пропорций» [2].  

«Московское» барокко — это архитектурный стиль, появившийся в Москве в конце XVII-начале XVIII века, преимущественно с 1680-х до 1710 гг. Очень пышный, он смотрелся празднично на фоне аскетичных средневековых построек столицы. Его также называют «нарышкинским», потому что боярский род Нарышкиных, ориентированный на Западную Европу, построил в столице несколько храмов в этом новом стиле. Самым активным из Нарышкиных-строителей был Лев Кириллович, родной дядя Петра I. В качестве главы Посольского приказа Лев Нарышкин бывал за границей, где и полюбил красивую архитектуру, а потом воссоздавал увиденное в своих владениях.

Богородицерождественская церковь в Костино, вид с востока.

Из русского деревянного храмового зодчества в новый стиль был взят композиционный прием возведения восьмигранного объема на четырехгранном. Его хорошо видно и на старой церкви в Костино – «восьмерик на четверике», увенчанный главкой. Как правило, нижний этаж барочных церквей прост в отделке, а верхний — пышный, что иллюстрирует идею о земном и небесном мирах.

Церковь Свт. Николая Чудотворца, 1710-е гг.

Как пример еще одного типичного «нарышкинского» стиля, хочется привести редкую фотографию уже утерянной церкви Свт. Николая Чудотворца в селе Жолчино (Желчино) Рыбновского района Рязанской области. Этот храм, очень похожий на храм в Костино, был построен в вотчине стольника Ив. Ив. Нарышкина в середине 1710-х гг. [3]. Фотография опубликована в книге И.Э. Грабаря «История русского искусства» (М. 1910-1914). В кадр попали кресты церковного внутриоградного кладбища. Такое же было и при Богородицерождественской церкви в селе Костино.

В Москве и Подмосковье по сей день сохранились несколько очень красивых «нарышкинских» храмов, которые можно увидеть воочию. Близкий к Нарышкиным стольник Кузьмин выбрал этот стиль для своей домовой церкви в Костино в подражание своим покровителям и в соответствии с архитектурными тенденциями своего времени. Интересно, по какой причине остальные владельцы наших поселений, родовитые князья, ограничились строительством простых деревянных церквей?

Интерьеры «нарышкинских» храмов тоже имели барочную пышность: традиционный русский растительный узор стал гораздо живее, приобрел мирской характер. Пока неизвестно, насколько богатым было внутреннее убранство Богородицерождественского храма в первое время. По описям, сделанным спустя 150 лет, можно увидеть, что большинство икон и предметов церковной утвари были подарены или украшены в более позднее время княгиней Екатериной Гавриловной Долгоруковой, которая приобрела это село в 1829 г. Хотя на тот момент в храме имелись и иконы старинного фряжского (итальянского) письма.

Тем не менее, в длинном списке церковной описи нашелся серебряный крест, имевший датировку петровского периода: «Крестъ серебряный съ мощами, сделанъ 1720 года по покойномъ храмоздателе Федоре Ивановиче Космине»[4] . Эта запись дает нам ранее неизвестную информацию о примерной дате смерти боярина Федора Ивановича Кузьмина. Скончался он не позднее 1720 года, и село Костино досталось его вдове Ульяне Артемьевне. Также с самого начала открытия храма сохранялся пятиярусный иконостас и пол из «подольского» мрамора.

Сейчас на месте старой «петровской» Богородицерождественской церкви, снесённой в 1954 году, находится 17-этажный жилой дом (улица Дзержинского, 30А). При подведении к нему электрического кабеля найдены фрагменты, предположительно, храмового фундамента. По словам архитектора С.Б. Мержанова, фрагменты представляют собой, вероятно, части профилированного цоколя церкви [5] .

 Тёсаные камни перевезены на территорию современной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Костино. Возле них установлена памятная табличка. Это всё, что сохранилось в нашем городе с петровских времен.

Фотографии церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Костино сделаны со стеклянных черно-белых негативов фотографа Ушакова Николая Николаевича. На них церковь запечатлена в период 1910-1920 гг. Оригиналы хранятся в ФГБУК «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева». Взято с сайта http://hramvkostino.ru/ .

Зайцева Марина Владимировна


Источники:

[1] Холмогоров В. И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. — М., 1881-1911. Вып. 5: Радонежская десятина (Московского уезда). стр.153

[2]  http://hramvkostino.ru/

[3] Архитектурное наследство. Вып. 73, Гл. ред., сост. И. А. Бондаренко. — СПб.: Коло, 2020. — 292 с.

Мерзлютина Н. А. — «Никольская церковь в селе Желчино (Жолчино): к вопросу о датировке утраченного вотчинного храма «иже под колоколы».

[4] ЦГА Москвы. Ф.203, Оп.643, Д.41, Л.9.

[5] М. Миронова, газета «Калининградская правда», № 68, 25 июня 2013 г.

[6] https://smolenskijhram.ru/blagochinie/hramy/bogoroditserozhdestvenskiy-hram-g-korolev.html

[7] http://sobory.ru


Вам может также понравиться...

Добавить комментарий