Максимково – село или деревня?

Помнят ли современные жители нашего города, что в составе его было сельцо Максимково? Нет никакого указателя, но если поехать по ул. Тарасовская до ул. Героев Курсантов и повернуть налево на ул. Горького, то, как раз, и окажитесь в бывшем сельце Максимково. Жители и дачники улиц Горького, Пушкина, Толстого говорят, что это и есть Максимково.

Публикуем статью человека, стоявшего у истоков королёвского краеведения – Ивана Ивановича Чубурова, которая была опубликована в газете «Калининградская правда» 21 декабря 1990 года.

В начале 20 века Максимково состояло из десяти-двенадцати домов, расположившихся вдоль единственной улицы, переходящую в старинную  дорогу к нынешней «Первомайке». Старинную, потому что когда-то на месте фабрики была деревня Лапино, и дорога, ещё в те времена усаженная соснами, соединяла оба селения. Вокруг Максимкова было мало пашен, больше рощ и лугов, где по берегам чистой и прозрачной Клязьмы паслись стада – картина, милая сердцу художника и поэта. В двадцать третьем году здесь жил на даче Н.И.Писарев, известный художник, иллюстрировавший книги Толстого и Пушкина. «Да, цветов у нас море. Они сменяются понедельно – то сплошь желтые, то синие, то розовые, — сейчас цветут полевые и лесные колокольчики, липки… Летний ландыш уже отцветает. Вот бы Вам побывать здесь!» — восторженно пишет он художнику К.Ф.Богаевскому (20 июня 1923 г.).

Икона Казанской Божией Матери

Была у Максимкова особая достопримечательность. Кто видел эти места в двадцатые годы, может рассказать, как широко  отмечался в середине лета (21 июля) престольный праздник – Казанская.  Праздник был знаменит и в ближних, и в дальних окрестностях деревни. Со всех сторон съезжались сюда торговцы самым разным товаром, и была настоящая ярмарка. Поменьше, конечно, Нижегородской, но в уездных масштабах весьма значительная. Обувь, одежда, головные уборы, платки, ленты – всего было в изобилии в легких палатках и на лотках, за одну ночь выраставших на лугу около деревни. Конечно, множество товаров для детей – игрушки, сласти, мороженое. В толпе сновали цыганки – громадные серьги в ушах, по нарядной кофте – бусы, юбки до того пестры – в глазах рябит, и особые, цыганские, высокие со шнуровкой башмаки… Совсем уж экзотически одетые китайцы предлагают свой товар – замысловатые ажурные изделия из бумаги.

Ярмарка. худ. Иван Куликов

Были и зрелища, и аттракционы. Кукольный театр с непременным Петрушкой; шарманка с говорящим попугаем, за несколько копеек вытягивавшим из ящика «счастье» — конвертик с предсказанием или советом. Главная приманка для детей, да и взрослых – карусель.

Принаряженная молодежь неспешно прогуливалась по главной улице и дороге, где под соснами бойко шла торговля в несколько постоянных лавках. Народное гуляние продолжалось весь день.

Праздник в деревне летом. Третьяков А.Н. 1867 г.

Отголоски праздника ощущались ещё долго: не сразу свертывались торговцы, целую неделю оставалась на месте карусель, а мальчишки оглашали дворы и улицы накупленными на ярмарке дудками, трещотками, «тещиными языками»…

Такое широкое празднование Казанской может вызвать удивление. Ведь Максимково не имеет своей церкви и относится к приделу болшевской церкви Косьмы и Дамиана. Правда, южный придел церкви, во имя Казанской иконы Божией Матери, был построен на средства максимковских крестьян в 1889 году. Значит, с тех пор и установился в Максимкове? Оказывается, он гораздо старше.

Южный придел церкви Косьмы и Дамиана

В Максимкове существует предание, что более ста лет назад была здесь своя церковь  — во имя Казанской иконы. Обратил на это внимание краевед С.И. Мельников. В его детские годы деревенские ребятишки обнаружили на берегу Клязьмы старинное кладбище – река подмывала берег, и в осыпи открывались кости. А его тетушка, Ольга Георгиевна, старейшая жительница Максимкова, рассказывала ему, что на том самом месте ещё в 20-е годы была «часовенка» в память стоявшей здесь церкви. На самом деле это не часовенка, а так называемый столп – такие памятники с крестом ставили на Руси на месте храма, снесенного за ветхостью или разрушенного стихийным бедствием.

К кому обратиться за точными сведениями, как не к Ю.П.Марцевичу, тоже краеведу, но, так сказать, на порядок выше. Знает ли он о церкви в Максимкове?

«Так, сразу, утверждать не буду. Разве всё упомнишь? Надо посмотреть», — ответил Юрий Петрович.

Упомнить всё, что заключено в обширной личной библиотеке Марцевича, действительно трудно. Одна лишь картотека вызывает уважение.

Он нашел нужную карточку: «Максимково». В ней значатся – книга священника Николая Скворцова, Москва, 1905 г. Затем  — В. и Г. Холмогоровы. Далее перечисление справочников, газетных и журнальных статей. На стол ложатся книги, папки со статьями, карты. 

На карте окрестностей Москвы, составленной в крупном масштабе, в конце 20-х годов, на берегу Клязьмы около Максимкова есть значок, обозначающий памятник.

В первых двух книгах (Н.Скворцов. «Утраченные Церкви Московского уезда», Москва, 1905 г. и В. и Г.Холмогоровы. «Исторические материалы о церквах XVII-XVIII веков», вып. 5, «Радонежская десятина», Москва, 1886 г.)  тексты о Максимкове параллельны. Узнаем следующее.

  В конце XVII – в начале XVIII веков Максимково принадлежало князьям Львовым, Петру Лукичу и Ивану Борисовичу. Вначале было сельцом. В 1702 году Львовы перевезли сюда деревянную церковь из принадлежащего им села Алешино Дмитровского уезда. На том месте церковь была во имя Георгия Великомученика, но служба в ней не совершалась. В Максимково она была освящена во имя Казанской иконы Божьей Матери, не сразу, правда, а после двухлетних переговоров с Московской митрополией. Максимково стало селом и иногда называлось Богородским.

   «В 1704 году в селе Максимково находились: деревянная церковь Казанской Пресвятой Богородицы, двор помещичий, двор скотный с шестью человеками, да девять дворов крестьянских с 24 душами».

В 1738 году Максимково перешло во владение графа Сергея Борисовича Шереметева (продано наследницей Львовых).

Сергей Борисович Шереметев

Последние упоминания об этой церкви в архиве Московской консистории – в период 1780- 1789 гг. Но это не значит, что  XIX веке её уже не было.

В справочнике Карла Нистрема  за 1852 год Максимково – село 2-го стана, принадлежащее князю Трубецкому и статской советнице Крекшиной. Находится в 20 верстах от Москвы (от Троицкой заставы), в одной версте от Ярославского тракта. Крестьян – 44 души мужского пола и 61 — женского.

Но в справочнике под редакцией Огородникова за 1859 год Максимково уже называется деревней, хотя и сохранит название Богородское.

Надо полагать, церковь в Максимкове прекратила существование  в середине 50-х годов XIX века (сгорела, как замечает в «Ленинском знамени» от 7 февраля 1971 года Ю.А.Князев). Но до того в течение более полустолетия использовалась для богослужения очень редко. Последние упоминания о ней в 80-е годы XVIII века можно объяснить тем, что в 1786 году князем П.И.Одоевским была построена каменная церковь Косьмы и Дамиана в Болшеве. Максимково стало приходом болшевской церкви, и максимковская церковь стала вспомогательной. Служба в ней совершалась по особым дням, в частности в престольный праздник – Казанской иконы Божией Матери, тем же священником, что и в Болшеве.

Любопытное обстоятельство: с 1704 года Максимково не разрасталось. В 1704 г. было девять дворов, в 1911 – десять. Численность населения колебалась около 70 человек. Но деревня была богатой. Например, в 1869 году на 8 или 9 дворов приходилось 42 лошади. Кроме того, до половины населения уходило постоянно на заработки. Неудивительно, что Максимково на свои средства могло построить в болшевской церкви Казанский придел.

Вид на ул. Горького сельца Максимково со стороны реки Клязьмы. Фото И.Гришина. 2018 г.

Сможет ли Максимково возродить традицию своего престольного праздника? С ярмаркой, как в 20- годы. Сейчас верующим возвращаются старые церкви в разных местах, но лет через десять обнаружится, что их слишком мало. Тогда и разросшемуся Максимкову понадобится свой храм. Построят его максимковцы, и вернётся к ним праздник.

Иван Чубуров

Примечание.

День Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Пресвятой Богородицы особо любима и почитаема в нашей стране. День Казанской Божией Матери отмечается и осенью, и в середине лета.

Казанская икона Божией Матери — один из известнейших в России образов Богородицы. Она есть в большинстве православных храмов, ею благословляют на семейную жизнь молодых. А еще Казанская не раз оказывалась в гуще самых грозных событий российской истории.

День Казанской иконы Божией Матери празднуется два раза в год. В середине лета (21 июля по гражданскому календарю) отмечается явление этого чудотворного образа, а осенью (4 ноября) церковь чтит память иконы в знак благодарности за изгнание с русской земли поляков. Кстати, в ноябре церковное торжество совпадает с государственным праздником — Днем народного единства.

 Читать далее….. https://www.kp.ru/family/prazdniki/den-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi/

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Если посмотреть на карту, то можно убедиться, что ул.Горького с берега Клязьмы не видно. Карту и современные виды Максимково можно увидеть здесь: https://oldporuchik.livejournal.com/65062.html

Добавить комментарий