О прирезке нашему городу земель соседних районов (1991)
Специальная программа льготного арендного жилья для работников предприятий оборонно-промышленного комплекса в индустриальных и научных центрах страны, анонсированная в послании Президента Федеральному собранию 21 февраля 2023 года, ставит перед органами государственной власти новые задачи в рамках Генерального плана города. Однако, проблемой для реализации в Королёве этой программы станет отсутствие земель для строительства арендного жилья. Раскрыть исторический аспект проблемы дефицита свободных для строительства земельных ресурсов в новой ситуации поможет интервью первого заместителя председателя Совета народных депутатов.
В последний день августовского путча, 22 августа 1991 года, на первой полосе городской газеты «Калининградская правда» были опубликованы Указы Б.Н. Ельцина. На обороте первой полосы, на странице №2 – интервью заместителя председателя Калининградского совета народных депутатов А.В. Ганкевича о проблеме, которая до сих пор не решена.
В одном интервью – о трёх проблемах
На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель председателя Калининградского городского горсовета заместитель А.В. Ганкевич [в современной системе зампред Горсовета – заместитель Главы города – прим.ред].
Калининградская правда: Аркадий Викторович! Расскажите, пожалуйста, как прошло то заседание Мособлисполкома, где рассматривались предложения Калининграда о прирезке нашему городу земель соседних районов.
А.В. Ганкевич: Могу могу сказать, что председатель Мособлисполкома А.С. Тяжлов выполнил свои обещания, данные им на том памятном для нас совещании, и на заседании Мособлисполкома, состоявшимся 1 августа был вынесен наш вопрос – о проекте переноса городской черты. Готовили материалы мы и соответствующие службы облисполкома. И поэтому проект будущего решения Мособлисполкома содержал в себе полное решение поставленных нами проблем…
Калининградская правда: Расшифруйте только что сказанное…
А.В. Ганкевич: Во-первых, это прирезка Калининграду «земляничного» поля и земель, лежащих там же вдоль реки Клязьмы. Это присоединение к нам района Любимовки и Комаровки, Лесных Полян и Образцовского поля. Как видите, мы последовательны в своих предложениях: уже давно мы просим прирезать нам именно эти земли, в качестве компенсации за потерю территорий, предоставленных нами национальному парку «Лосиный остров».
Калининградская правда: Так, понятно. Но, помнится, мы отдаем 520 гектаров. А сколько же мы желаем прирезать?
А.В. Ганкевич: Мы имеем виды на 100 гектаров «земляничного» поля, на 70 гектаров Образцовского, на район, скажем так, Лесных Полян. Район – это потому что там лишь кое-где можно найти места для строительства жилья: на наш взгляд, для этих целей подходят земли возле Любимовки и Комаровки. Кстати, собственно совхоз «Лесные Поляны» нас тоже интересует: как никак, это хозяйство сельскохозяйственного профиля. Калининграду очень желательно иметь выращенные там овощи. Да и его молочную продукцию мы бы покушали с удовольствием.
Калининградская правда: Так, понятно. Но вернемся непосредственно к совещанию. Вы сказали, что Тяжлов выполнил свои обещания.
А.В. Ганкевич: Это так. Только неожиданно – для нас, во всяком случае, в начале – в начале заседания выступил заместитель председателя Мособлисполкома Муравьев, который довел до сведения собравшихся просьбу председателя облисполкома Черепанова [в середине 60-х годов И.М. Черепанов возглавлял горком города Калининграда – прим. ред.] о том, что сегодня нужно рассмотреть вопрос в деталях, но воздержаться от принятия окончательного решения. После этого высказались не только члены облисполкома, но и представители областного института Генпланов и представитель Пушкинского райисполкома. Естественно он был против, зато все остальные были за предложенное решение проблемы. Все они согласны были с тем, что Калининграду эти земли жизненно необходимы, что нам некуда развиваться.
Калининградская правда: И какое же, простите, в итоге было принято решение?
А.В. Ганкевич: Проголосовали за предложение, высказанное основным докладчиком – представителем института Генпланов. Его суть: сегодня вопрос не решать, а вернуться к нему после выполнения проекта агломерации городов Калининград-Мытищи-Щёлково-Фрязино и т.д., с тем, чтобы при детальной проработке учесть изменение границ всех соседей.
Калининградская правда: Когда же можно ожидать появления на свет этого проекта?
А.В. Ганкевич: Обещали, что данный проект должен быть готов в 1992 году [интервью опубликовано 22 августа 1991 года в разгар ГКЧП – прим.ред.]. Правда, докладчик подчеркнул, что специалисты института уже давно закладывают в планы развития Калининграда прирезку ему 100 га. «земляничного» поля. И все с ним согласились.
Кстати, вчера я был в облисполкоме и видел проект выписки из протокола заседания. В нём, в частности, готовится о том, что мы можем приступить к застройке Валентиновского и Бурковского полей малоэтажным высокоплотным строительством.
Калининградская правда: Но ведь наши земли, это наши внутренние дела. А нам опять указывают…
А.В. Ганкевич: Не совсем так. Мы планировали застройку Валентиновского поля высотными домами до улицы Луговой с постоянным понижением до одноэтажного к востоку. Причем строительство коттеджей здесь должно быть высокоплотным. Идея в том, чтобы хозяин мог на своем небольшом куске земли поставить хозблок, гараж, посадить два три дерева, цветы… Но, конечно же, не выращивать картошку. Конечно, это только идея: решать, что к как строить будут архитекторы. Но в любом случае строительство индивидуального жилья должно быть только высокоплотным.
Калининградская правда: А как предполагается застроить «земляничное» поле?
А.В. Ганкевич: Здесь предусматривается высотное жилищное строительство. Примерно такое, как на проспекте Космонавтов.
Калининградская правда: Ну, кажется, всё, что хотели бы знать наши читатели по проблеме прирезки нам новых земель я услышал. Теперь поговорим про бюджет города…
Интервью провел А. Прасолов.
Спустя полтора года, в декабре 1992 года трест «МосЦТИСИЗ» провел вычисление общей площади Калининграда и административно-подчинённых ему посёлков Болшево, Первомайский и Текстильщик, а также провел работу по восстановлению и закреплению на местности границ города и поселков. По итогам геодезических работ был составлен отчёт, который стал основой для принятия решения малым Советом народных депутатов №60/МС от 18 марта 1993 года. К сожалению, планы по включению в границы города или посёлков «земляничного поля», Лесных Полян и ряда других территорий не были реализованы.
Установление границ города и посёлков не могло пройти без разногласий с соседними районами и областью, особенно, в контексте политического противостояния между демократическим Советом народных депутатов и руководством Московской области, так как и И.М. Черепанов, и А.С. Тяжлов, как известно, придерживались коммунистических убеждений.
В границы города включили улицу Луначарского в Валентиновке, ранее улица была в составе Щелковского района. В 1994 году руководитель Администрации Подмосковья А.С. Тяжлов утвердил границы Калиниграда и вопрос о включении земель к северу в границы города был забыт вплоть до 2014 года.
Источники:
- Калининградская правда №101 (13836) от 22 августа 1991 года, стр. 2;
- Схемы предполагаемых границ 1991 г. из личного архива А.В. Ганкевича;
- Архивный отдел Администрации г.о. Королёв.