Они взрастили «Подснежник»
Автор: Владимир Парамонов
Совсем недавно прошла первая областная научно-практическая конференция по краеведению, и один из докладов от г.Королёва был посвящен возрождению через 100 лет спектакля «Подснежник». О нем этот рассказ…
Несколько лет назад мне случайно на глаза попалась книжечка. Оскар Яковлевич Ремез написал её в 1980 году, и называлась она «Голоса Любимовки»! Небольшого объема, всего 117 страниц, мягкий переплет, обычный формат, казалось бы, таких книжонок на «развале» сотни… Но переверните первую страницу, и Вы мгновенно окажетесь на рубеже XIX и ХХ веков в усадьбах «Любимовка» и «Белая дача» – имениях Алексеевых и Сапожниковых на берегу реки Клязьма.
И в ней есть рассказ о том, что в 1918-19 годах сестра Станиславского – Зинаида Сергеевна Соколова организовала театральную судию из ткачей с фабрики Сапожникова, в которую входили многие жители Куракино (ныне г. Королёв) и Тарасовки (ныне Пушкинский район). Студия насчитывала 51 человек. Надо сказать, что Соколова начинала свою деятельность в Куракине не с «нуля». Дело в том, что Королёвским краеведом Г.И. Маношкиной были обнаружены счета за оплату театральной деятельности при фабрики Сапожникова, так в 1910 году эта плата составляла около 35 рублей (немалые деньги по тем временам). А у Ремеза читаем: «В 1913 году, когда на сцене сапожниковской столовой игрались «Каширская старина»… Так или иначе, на фабрике в селе Куракине возник устойчивый интерес к театральному искусству. И когда грянула революция, а фабрика стала именоваться «бывшей Сапожниковской», возникла потребность в создании драматического кружка…».
Репетировали спектакль по мотивам пьесы-сказки «Подснежник». В книге приводятся воспоминания, что на одной из репетиций присутствовали Константин Сергеевич Станиславский и Василий Иванович Качалов. Спектакль им очень понравился. На сайте «Королёвский краевед» я нашел краткое содержание этой пьесы-сказки: «В одной деревне жили бабушка с внучкой. Как-то девушка оправилась в лес за хворостом и встретила царевича. Царевич полюбил ее и назвал «Подснежник», не зная, как ее звать… Но бабушка внучке не верила и говорила: «Царевича во сне ты видела», а та отвечала: «Нет, бабушка, то было наяву». Царевич отправляется на поиски бедной девушки. Но в дело вмешивается злой волшебник… Все злоключения царевича и девушки – «Подснежника» были жестокими, и только в самом конце после долгих мытарств торжествовали добро и справедливость».
Итак, Зинаида Сергеевна Соколова (1865-1950), урожденная Алексеева, младшая сестра К.С. Станиславского, заслуженная артистка РСФСР. Родилась в Москве, в многодетной (девять братьев с сестёр) купеческой семье, состоявшая в родстве с Мамонтовыми, Третьяковыми и Сапожниковыми. Отец – Алексеев Сергей Владимирович (1836-1893), богатый фабрикант, Городской Голова. Мать – Елизавета Васильевна (урожденная Яковлева), (1841-1904). Активно участвовала в деятельности Алексеевского театрального кружка. Вышла замуж за Константина Константиновича Соколова. В 1894 году семья Соколовых оставила столицу и переехала в с. Никольское, что в Воронежской губернии. В имении строится амбулатория и К.К. Соколов работает в ней врачом. На деньги Соколовых строятся две школы с трехгодичным обучением.
Зинаида Сергеевна, горячо любя театр, решила познакомить сельских жителей с этим искусством. «На спектакли для крестьян мы смотрели не только как на приятное препровождение времени, но и как на возбудителей новых чувств, мыслей, переживаний». Так было положено начало Никольскому народному театру, который позднее стали называть старшим братом МХТ. Примечательно то, что, по замыслу Зинаиды Сергеевны, все роли исполняли сами крестьяне, а не приглашенные актеры. Первый спектакль состоялся в 1896 году. Давали его в большом амбаре, куда вмешалось несколько сотен зрителей.
Вскоре Зинаида Сергеевна обнаружила, что среди ее актеров есть настоящие таланты, которым под силу сыграть сложные роли из произведений Чехова, Островского, Соллогуба. Им аплодировал и сам Константин Сергеевич Станиславский, который гостил в Никольском летом 1901 года. «Нет, вы только подумайте, — рассказывал Константин Сергеевич своим друзьям, — сколь талантлив наш простой народ! Гуляю я утречком налегке по парку и слышу со стороны поля слова — кого вы бы думали? Гоголевского Степана из “Женитьбы”. Да так произносит их с чувством, с настроением! Раздвигаю кусты и вижу за сохой крестьянина, который окучивает на своей пегашке картофель и заодно учит роль. Изумительно, просто изумительно!».
Насколько важны эти спектакли были для самих никольцев, можно судить по письму, которое Зинаида Сергеевна получила спустя много лет, будучи уже заслуженной артисткой РСФСР. Его прислал один из тогдашних зрителей. «За 14 верст мы, босоногие крестьяне-мальчишки ходили смотреть спектакли, устраиваемые тобой и Константином Константиновичем в риге… писал автор послания. Вы научили меня понимать, любить и ценить искусство. Вы помогли мне духовно расти. По праву я Вас считаю своей духовной матерью. За всё примите мое большое мужицкое спасибо!».
В 1914 году началась война. К.К. Соколов во время войны лечит раненых солдат. Умер он в 1918 году, заразившись сыпным тифом, и похоронен на кладбище села Малая Приваловка. Зинаида Сергеевна перебирается в Москву, где начинает руководить студией театрального кружка на фабрике шелковых тканей в Куракине.
Еще во время пребывания в Никольском известный коми-пермяцкий художник Петр Иванович Субботин-Пермяк вспоминал: «Еще в 1896 году по мысли К.С. Станиславского, бывшего в гостях у сестры, в Никольском был создан самодеятельный драматический кружок. В него записалась почти вся интеллигенция Никольского. Первые репетиции проводил К.С. Станиславский. Потом руководство кружком перешло к Зинаиде Сергеевне». И сам Субботин-Пермяк принимал деятельное участие в создании спектаклей, он работал над костюмами и декорациями. В некоторых спектаклях, например в «Подснежнике» (!), он даже принимал участие и как артист…
Итак, П.И. Субботин-Пермяк (06.12.1886 – 03.01.1923) родился в селе Кудымкорское Пермской губернии (ныне г.Кудымкар) – первый профессиональный коми-пермяцкий художник… В конце XIX века село принадлежало графу Строганову. Детскими увлечениями Петра были рисование и музыка. «Я часто составлял какие-то альбомы рисунков… меня интересовали музыка и пение, я начинал проходить школу скрипки, а в классах реального училища брал уроки пения…», — писал Петр Иванович в своей автобиографии. В Перми, в Алексеевском реальном училище, где он учился (1896-1907), он подружился с такими же творческими людьми и повстречал свою будущую жену Евстолию Волкову. В 1907 году Петр Субботин поступил в Московское Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Здесь появились его первые художественные работы, подписанные Субботин-Пермяк. А тут большую роль в его жизни сыграла встреча с актрисой Зинаидой Сергеевной Соколовой, сестрой К.С. Станиславского. С её помощью он стал дополнительно заниматься в знаменитой художественной студии К.Ф. Юона и И.О. Дудина, а с 1912 по 1914 гг. в летние каникулы, работал в её мастерской кустарных промыслов в селе Никольском Воронежской губернии. Вот именно здесь он оформлял любительские театральные постановки, в том числе и к «Подснежнику». Теплые дружеские отношения между Субботиным-Пермяком и семьей Соколовых сохранились на долгие годы…
Теперь понятно, что спектакль «Подснежник» уже давно был в репертуаре З.С. Соколовой, когда она в 1918 году перебралась в наши края. На премьерном показе спектакля «Подснежник» собралось почти все местное население. И не столь важно, что спектакль прошел всего два раза, о нем помнят и в наши дни!
А вот какую замечательную историю нам рассказала и показала даже фотографии (такие же фотографии есть в музее школы №5 г. Пушкино – В.П.) одна коренная жительница деревни Тарасовка (ныне Пушкинский район) – Сафронова Лидия Степановна. Её дед — Григорий Крестинин очень любил театр, хотя и был простым крестьянином.
Она рассказывала: «Однажды прошла весть, что в Любимовку приехала жить сестра Станиславского, а в Куракино она собирает труппу из числа местных жителей, желающих играть в спектаклях. Дед первым, хотя и был уже в преклонном возрасте, записался в театральную студию и не пропускал ни одной репетиции. Домашние были недовольны – времени уходит много, а доходов никаких! А он заучил множество стихов наизусть, научился красиво двигаться и, в конце концов, получил роль в спектакле. На премьеру было приглашено все многочисленное семейство. В то время такое событие казалось чудом. Все зрители были просто восхищены спектаклем. До конца жизни для деда (а умер он в 1952 году, в возрасте 102 лет) это событие оставалось самым ярким в его биографии. Он часто рассматривал единственную сохранившуюся фотографию, сделанную в дни премьеры спектакля. С любовью вспоминал своих партнеров по сцене».
На фотографии с труппой можно разглядеть внутреннюю обстановку «Белой дачи», усадьбы Сапожникова: печь с изразцами, резные наличники… Других фотографий внутреннего убранства я не обнаружил, так, можно считать, что это единственное сохранившиеся изображение…
Долгие годы пьеса «Подснежник» была в забвении, и вот краеведческий поиск, наконец, дал долгожданные результаты. Автор пьесы — Николай Васильевич Денисов (16 ноября 1866 – после 1923) – театральный художник, педагог, писатель происхождением из цеховых Москвы. В сентябре 1886 окончил московское Строгановское центральное училище технического рисования со званием ученого рисовальщика. С января 1888 служил учителем чистописания в Якутской мужской гимназии. В августе 1888 перемещен в Иркутск. До 1895 преподавал рисование, черчение и чистописание в женских гимназиях И.С. Хаминова, ремесленно-воспитательном заведении Н.П. Трапезникова, в Сиропитальном доме Е. Медведниковой. Член Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ВСОИРГО). Одновременно работал художником-декоратором городского театра, был компаньоном директора театра И.И. Вольского (1893-1895). В 1895, после того как театр Вольского сгорел, Денисов на несколько лет покинул Иркутск, выйдя в отставку с государственной службы. Работал в Москве, Санкт-Петербурге, на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), «везде приобретая быструю популярность и известность». Летом 1900 вернулся в Иркутск. Работал художником-декоратором городского театра, а в сезон 1902-1903 был, совместно с Н.И. Вольским, антрепренером театра. Оформляемые им многочисленные спектакли в здании театра, в общественном собрании, в «лучших домах именитых граждан» вызывали неоднократные одобрительные отзывы современников, печатавшиеся в иркутских газетах. Писал пьесы-сказки, такие, как «Спящее царство», «Чудесное зеркальце» и, конечно же, «Подснежник», ставившиеся впервые в Иркутске. Так в «Летописи города Иркутска за 1902-1924 гг.» Н.С. Романова читаем: «2 января 1902 года в женской прогимназии И.С. Хаминова состоялся детский праздник, причём ученицами под наблюдением Н.В. Денисова поставлена сказка «Подснежник». Его пьесы шли также на иркутской профессиональной сцене. В Москве его пьесы шли в народном театре, который был создан художником В.Д. Поленовым. В его селе Бехове также была поставлена пьеса «Подснежник»…
В библиотеке г. Красноармейска можно найти некоторые раритетные его издания. Мне же посчастливилось найти текст пьесы «Подснежник» только в библиотеке Союза театральных деятелей в Москве.
Ремез пишет: «Восстановить спектакль, реставрировать его невозможно. … Для фабричных «Подснежник» был театральным чудом. Праздником, обещанием счастья. И это была важнейшая гражданская задача времени, которую решила театральными средствами Зинаида Сергеевна Соколова». Но уже в наши дни народный театральный коллектив — студия ДК «Текстильщик» (г. Королёв) взяли в свой репертуар эту замечательную пьесу… И в Рождественские праздники 2018 года всех приглашают на возрождённую премьеру! Как же непросто «пробивался сквозь снега» наш «Подснежник»!
Владимир Парамонов