Мой дед – лучший мастер завода

Автор: Мария Миронова


Мой дедушка по материнской линии, Кутыркин Сергей Павлович, родился в 1914 году в подмосковной деревне Нагорное. Работать начал с 16-ти лет. В 1931-м устроился фрезеровщиком на завод №8 имени М.И. Калинина (посёлок Калининский Мытищинского района Московской области) и одновременно учился в заводском ФЗУ. Начало его работы пришлось на период, когда заводом руководил Илларион Аветович Мирзаханов. Весной 1931-го Мирзаханов с группой специалистов из г. Коврова прибыл в посёлок Калининский и в течение нескольких лет на должности директора сумел добиться крупных успехов: процветал не только артиллерийский завод, но и посёлок при нём. Дед всегда добром поминал Иллариона Аветовича и относился к нему неизменно с глубоким уважением.

В феврале 1936-го моего дедушку призвали в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, откуда он был уволен в запас в звании старшего сержанта артиллерии. Он вернулся на завод уже в конце ноября 1937-го. За год до войны Сергей Павлович был переведён на должность старшего мастера. К этому времени он обзавёлся семьёй: в поселковом ЗАГСе 2 января 1938 года был зарегистрирован брак Кутыркина Сергея Павловича и Леонтьевой Марии Николаевны. В 1939-м у них родилась дочь Галина (моя мама).

Когда началась война, мои бабушка и дедушка имели на руках двух малолетних детей: старшей дочери Галине 22-го июня исполнилось ровно 2 года, младшей дочери Татьяне было 2 недели. Через месяц начались налёты фашистской авиации на Москву. Цеха завода №8 были замаскированы, и в них, втайне от врага, продолжалась интенсивная работа по созданию различных видов вооружения. Дедушка задерживался на работе до ночи, бабушка в это время заботилась о детях дома, переживая непрекращающийся страх. Хотя подмосковный Калининград (так с 1938-го назывался бывший посёлок Калининский) не подвергался массированным бомбардировкам, немецкие самолёты всё же сбрасывали на него фугасные и зажигательные бомбы.

В октябре 1941-го было принято решение об эвакуации оборонных предприятий на восток страны. Оборудование завода №8 грузили в вагоны и эшелонами вместе с рабочими и их семьями отправляли к местам назначения. Моя бабушка боялась, что с двумя маленькими детьми не сможет осилить долгий путь (и действительно, до городов Свердловска и Молотова добрались не все). Дед отвёз жену и детей к своей матери в Нагорное. Семье предстояла разлука, срока которой никто не знал. Немец подходил к Москве, и оставаться здесь было не менее опасно, чем ехать в эвакуацию. Тем не менее, решение было принято. Сам дед с одним из заводских эшелонов отправился в Свердловск. Всё необходимое умещалось в одном чемодане, который в эвакуации сослужил деду службу и в качестве шкафа, и в качестве стола, и в качестве подушки. Этот видавший виды чемодан дожил до наших дней, и несколько лет назад наша семья передала его как экспонат в Королёвский исторический музей.
Устройство на новом месте, по сохранившимся и опубликованным в книгах воспоминаниям, было чрезвычайно трудным. Рабочие завода долго находились в холоде и голоде. Бывало, что их выносили из цехов мёртвыми. После посещения завода Мирзахановым (в это время он был уже замнаркома вооружения) существенно улучшилось питание рабочих. Может быть, и эту заслугу своего бывшего директора помнил мой дед, когда говорил о нём с благодарностью.

Бабушка, находясь в разлуке с мужем, так же переносила все трудности войны. Варила суп из лебеды, ела картофельные очистки. Моя мама, будучи тогда ребёнком, на всю жизнь запомнила это военное «меню».

… За хорошую работу в декабре 1944 года, 17 января 1945-го Кутыркину Сергею Павловичу было присвоено звание «Лучший мастер завода». А 9-го июля 1945-го за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по обеспечению Красной Армии артиллерийским вооружением он был награждён медалью «За трудовую доблесть». Потом были и другие награды, но эту медаль, как самую дорогую, дедушка носил не снимая. До сих пор она хранит копоть цехов, в которых работал дед.

Поздравительная открытка от коллектива техбюро

Многие рабочие после войны остались в Свердловске. Но мой дедушка стремился в родные места. Он воссоединился с семьёй только в конце 1946-го. 29 ноября он поступил мастером цеха на завод №88 Министерства Вооружения СССР (завод разместился на производственной площадке эвакуированного завода №8) в подмосковном Калининграде. Этому заводу (и моему деду вместе с ним) предстояло освоить совершенно новое производство. Бывшие артиллеристы теперь работали над прорывом в космос – абсолютно фантастическим, как казалось, свершением человечества. Мой дедушка работал начальником отделения цеха, затем инженером-технологом (в 1959 окончил техникум) и старшим инженером-технологом.

Не состоя в партии, он имел звание «Ударник коммунистического труда» (1968). В 1974-м ему было присвоено звание «Лучший технолог предприятия».
В нашем семейном архиве хранится текст шуточной заздравной песни в честь его 60-летнего юбилея, которую коллеги по цеху сочинили на мотив «Хасбулата удалого»:

<…> Инженер цеховой,
Ох, трудна жизнь твоя.
Золотою казной
Не осыплют тебя.

Не осыплют казной,
Орденов не дадут.
<…> С дорогою женой
На курорт не пошлют.

<…> Но не надо грустить,
Ни к чему унывать.
Поработайте Вы
Лет ещё 25.

Лет ещё 25,
А потом мы опять
Вот за этим столом
Будем вместе гулять.

Доброе пожелание не сбылось. В 1980-м дедушка вышел на пенсию. До следующего юбилея он не дожил: в 1983-м Сергей Павлович скончался от гипертонической болезни.
Все его документы, включая трудовую книжку, бережно хранятся в нашей семье. Как и немногочисленные фотографии, в числе которых несколько профессиональных портретных снимков, сделанных на заводе для доски почёта.

Кутыркин С.П. Фото на доску почёта

Мария Миронова

P.S. Если у Вас есть интересный рассказ о выдающихся родственниках, связанных с городом, просим отправлять статьи на почту galasell@inbox.ru.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий