Мирзаханов Илларион Аветович. Часть 3
Мирзаханов. Директор Горьковского завода
Как я уже писал, наш завод в предвоенные годы стал самым крупным поставщиком орудий для Красной Армии. Вот тогда-то Г.К. Орджоникидзе поручает Мирзаханову силами нашего коллектива помочь встать на ноги Приволжскому заводу в городе Горьком как артиллерийскому. Илларион Аветович отнесся к этому, как всегда ответственно, по- государственному.
Завод оставил на своих заместителей, забрав с собой в Горький многих специалистов: своего ближайшего соратника, крупнейшего знатока артиллерийской технологии Б.И. Каневского, начальников цехов – Горемыкина, Фудимана, Ковалева, Лапчинского и других, а также квалифицированных рабочих специфических артиллерийских операций – нарезчиков стволов, расточников каналов стволов, технологов.
Рассказывает А. Худяков. (А. Худяков. В. Грабин и мастера пушечного дела. М., 2000, с.86, 93-94)
«С подмосковного артиллерийского завода, расположенного в Городе Калининграде, приехали главный инженер Борис Иванович Каневский, заместитель начальника первого механического цеха Семен Николаевич Зернов и заместитель начальника сборочного цеха Анатолий Васильевич Ковалев. Москвичи сразу приступили к исполнению новых обязанностей, и все дела завода взяли в крепкие руки…
… Дела на заводе стали поправляться. Из Москвы прибыло около полусотни технологов. На днях у директора шел большой разговор о создании настоящей инструментальной базы. Рабочие механических цехов стали проявлять больше интереса к технике. В цехах штурма планов пока нет… Выпуск пушек зримо увеличился. Настроение у заводского коллектива повысилось. В многотиражке совсем перестали появляться заметки с обязательствами не ломать станки, не портить инструмент. Все это осталось в истории завода горьким воспоминанием. Сейчас больше печатается материалов о передовом опыте».
За короткий срок усилиями восьмерочников, командированных в Горький, удалось преодолеть неуверенность, царившую на заводе, и наладить производство довольно сложных дивизионных 76-миллиметровых пушек конструкции талантливого коллектива КБ завода во главе с тогда уже известным Василием Гавриловичем Грабиным. Завод из придатка к другим машиностроительным заводам превращался в предприятие, способное самостоятельно производить пушки.
Впоследствии, когда Мирзаханов был утвержден на должность директора Приволжского завода в 1938 г., специалисты с восьмого завода вернулись в Подлипки.
В биографии Иллариона Аветовича начиналась новая страница.
Но этому предшествовали события, едва не изменившие круто всю его жизнь. На заводе, как и на многих других, проходило партийное собрание с повесткой дня «О бдительности». Оно длилось две недели. Тут развязались языки демагогов и стукачей. Добрались и до Мирзаханова. Его обвинили в приписке партийного стажа и в том, что был женат на бывшей княжне с Нагорного Карабаха. Дело крайне обострилось. Выступавшие требовали его исключения из партии. В защиту Мирзаханова выступил П.Н. Горемыкин.
В тяжелые времена 1937-38 годов Горемыкин (в то время начальник 3-го Главного управления наркомата) занял принципиальную позицию, не дав избить многих талантливых руководителей, сыгравших немалую роль в создании артиллерийского вооружения в годы войны. Из-под удара вывел Мирзаханова Орджоникидзе, назначив его в 1938 г. директором Горьковского завода.
На должность директора восьмого завода Мирзаханов рекомендует молодого специалиста, начальника бюро качества, 33-летнего Наума Эммануиловича Носовского.
Это было очень неожиданное и смелое выдвижение. Но очень скоро оно себя оправдало. В сочетании с многоопытным Борисом Ивановичем Каневским, при поддержке Петра Николаевича Горемыкина и Бориса Львовича Ванникова, зам. наркома оборонной промышленности, Наум Эммануилович очень быстро вошел в роль директора. Человек высокой культуры, Носовский оказался одаренным организатором. Он успешно продолжил руководить многотысячным коллективом, выпускавшим сложную продукцию, сумел быстро завоевать уважение заводчан. А это было не просто после такого непререкаемого авторитета, каким был Мирзаханов.
Организаторский талант Носовского особенно проявился во время Отечественной войны в ходе эвакуации артиллерийских заводов на восток и налаживания их успешной работы в новых условиях. В эти и последующие годы он возглавлял 1-е Главное управление министерства вооружения.
М.З. Олевский
Источник: газета «Калининградская правда»№143 от 21.12.2004г., рубрика «Былое и думы» №89
Директор Приволжского завода
Итак, Илларион Аветович выезжает на Приволжский завод в качестве директора. Это оглоушило всех нас. Мы как-то считали немыслимым, что, придя на завод, не увидим на обычном месте Мирзаханова. Но как я уже говорил, он и здесь остался верен себе, удачно расставив кадры на восьмом заводе. Директор – молодой Носовский, главный инженер – опытнейший Каневский, заместитель главнФого инженера – талантливый организатор Фраткин. Мирзаханов не мог оставить обездоленным завод, куда он вложил много труда. Это был его принцип.
Как всегда, на новом месте, в Горьком, он начал с установления жесткой дисциплины, со строгого контроля над деятельностью цехов по установленным регламентам, с внедрения строгой технологической дисциплины.
Рассказывает А. Худяков (А. Худяков. В. Грабин и мастера пушечного дела. М., 2000, с.84)
Разговор в редакции многотиражки Приволжского завода.
- А как с выполнением плана?
- Горим. Завод задание правительства, видимо, не выполнит. Возможно, при новом директоре будет лучше.
- Как его фамилия?
- Мирзаханов. Звать Илларион Аветович. Москвич…
- Каков он хоть из себя?
- Ну как тебе сказать? Крепкий мужик лет пятидесяти. Рост ниже среднего. Глаза кавказские. Метеор какой-то! Весь день на ногах. Даже ночью на завод из города приезжает. И когда он только спит?.. Будешь в цехах, не дивись беретам. Это он придумал. По ним директор сразу видит, кто и как шевелится. По красному берету он узнает начальников отделений, по синему – мастеров, по зеленому – бригадиров и начальников. Мирзаханов – это тебе не Радкевич! (прежний директор.-Р.П.) Ему палец в рот не клади – не заметишь, как напрочь отхватит.
Надо сказать, что еще на восьмом заводе Илларион Аветович приучил нас к тому, что ходить по цехам – это не просто прогулка. Главное, чтобы при обходе суметь побывать на всех важных участках, узких местах, выяснить положение вещей, лично увидеть и переговорить с непосредственными исполнителями. Он начинал обход между 8 и 9 часами утра. В своей поддевке и круглой меховой шапочке типа кубанки, заложив руки за спину, появлялся Мирзаханов и, озирая пролеты длиной в 180 метров, старался молча как бы охватить взором и осмыслить, как началась смена. Потом я убедился, что по издающимся звукам работающего цеха можно узнать, нормально ли идет работа.
Рассказывает А. Худяков. (А. Худяков. В. Грабин и мастера пушечного дела. М., 2000, с.118-119)
К Мирзаханову на заводе пристало уважительное прозвище «Хозяин». Рабочие полюбили его за равную требовательность к самому себе и к людям, за верность слову, которое он всегда выполнял. Чистоту на рабочих местах, порядок на заводе и в рабочем поселке связывали с его именем. От него не ускользало и плохое настроение у рабочего. Подходил к токарю или сверловщику, дружески здоровался. После разговора ему было нетрудно понять причины маеты с приспособлением или нелады с мастером. Виновник плохого инструмента или мастер, не оказавший рабочему помощь, непременно будут призваны к порядку или наказаны. Простое замечание директора, к кому бы оно ни относилось, действовало отрезвляюще. Он и хороших производственников, подлинных стахановцев, знал лучше профсоюзников и не оставлял без внимания. Директор все хотел знать и все лично видеть!
Приволжский завод под руководством Мирзаханова 1938 год закончил весьма успешно и был награжден орденом Ленина. Около 70 человек получили правительственные награды, а Илларион Аветович – второй орден Ленина.
М.З. Олевский
На этом мы закончим публикацию рукописи М.З. Олевского о человеке, которому наш город и орудийный завод обязаны своим становлением и процветанием в 30-е годы и кого по праву можно назвать Почетным гражданином № 1 Калининграда-Королева. Сергей Павлович Королев высоко ценил И.А. Мирзаханова. Это по его поручению был изготовлен памятник художником ОКБ-1 Д.В. Шириняном на могилу Мирзаханова на Ново-Девичьем кладбище.
Р.Д.Позамантир
Источник: газета «Калининградская правда»№8 от 27.01.2005г., рубрика «Былое и думы» №90