Мирзаханов Илларион Аветович. Часть 2
Мирзаханов. Директор завода № 8
Итак, в 1931 г. И.А. Мирзаханов возглавил Орудийный завода № 8 в Подлипках. В это время на заводе, за небольшим исключением, не было специалистов с высшим образованием. Мастерами, начальниками цехов и служб работали опытные питерские рабочие-практики. Мирзаханов их высоко ценил. Лишь в 1936 г. прибыла небольшая группа выпускников Ленинградского военно-механического института: Н.Э. Носовский (1905-1978), (позднее директор завода № 8, начальник Главка наркомата вооружения), Т.Я. Белоконев (в послевоенные годы директор вагоностроительного завода на Урале), Агапов, Я.И. Чмутов (впоследствии Председатель Сталинградского облисполкома), Редькин, М.З. Олевский (в предвоенные годы главный инженер Горьковского артиллерийского завода).
Ленинградский военно-механический институт был образован в 1931 г. на базе военно-механического факультета Ленинградской артиллерийской академии. Институт впервые в стране стал готовить кадры для артиллерийской промышленности. Молодыми специалистами первого выпуска были М.Н. Логинов и Л.А. Локтев, ставшие вскоре главными конструкторами завода № 8.
Михаил Логинов, бывший слесарь, потомственный питерец, обладал огромным талантом. Он стал главным конструктором, когда ему не было еще и 30 лет. Под его руководством были спроектированы зенитные орудия, превосходящие заграничные образцы. С мнением Логинова считались И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов. Если бы не его преждевременная смерть (он умер в 1940 году в возрасте 37 лет), он сделал бы еще очень многое для артиллерии.
Н.Э. Носовский, сменивший И.А. Мирзаханова на посту директора в 1938 г., писал позднее в своих воспоминаниях: «Роль Логинова в зенитной артиллерии (да и не только в зенитной) настолько велика, что он заслуживает быть упомянутым в ряду всех наших знаменитых конструкторов и ученых-артиллеристов, таких, как В.Г. Грабин и другие». После смерти Логинова главным конструктором завода назначили его заместителя, 32-летнего Л.А. Локтева.
Вот эта молодая поросль инженерных кадров вместе с практиками – мастерами, начальниками цехов, квалифицированными питерскими рабочими сумела за короткий срок отладить, освоить и наладить серийный выпуск сложнейших зенитных пушек. На ежегодных осенних смотрах новых видов вооружения членами правительства с участием И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, Г.К. Орджоникидзе, Б.Л. Ванникова «восьмерочники» часто получали высокую оценку за свои образцы.
Мы уже знали этот коллектив с его сложившимися еще в Питере традициями, так как здесь проходили производственную практику и писали дипломы под руководством П.Н. Горемыкина.
Петр Николаевич Горемыкин в 1931 г. окончил Механико-машиностроительный институт и МВТУ им. Баумана. К моменту прохождения нами практики он был начальником технологического отдела цеха № 1. Он отнесся к нам очень внимательно. Понимая наши материальные трудности, устроил меня и Носовского в группу по разработке динамо-реактивной пушки конструкции Курчевского.
Руководители партии и правительства не раз приезжали на завод, и всегда у них оставалось хорошее впечатление. Марка завода котировалась очень высоко как у военных, так и у оружейников. Если тебя признавали «восьмерочником» — значит, давали наивысшую оценку. В 1934 г. группа начальников цехов, конструкторов, ИТР и рабочих были отмечены большими премиями, персональными легковыми автомашинами Горьковского автозавода. Вообще система поощрения была настолько хорошо поставлена, что каждый знал: отличишься — получишь вознаграждение. Одним из важных качеств Мирзаханова как руководителя было умение вовремя поддержать работника, если он успешно выполняет свою работу. Бывало так. Директор мог долго быть недоволен тобой, при этом ничего не говорил, но давал понять взглядом или двумя-тремя словами. Но стоило человеку это осознать, выправить дело – тут же появлялся приказ о выдаче премии или ценного подарка. Это служило хорошим стимулом в работе.
Девиз заводчан был таков – при решении любой трудной задачи исходить из необходимости, а не из возможностей. Все усилия при получении задания направлялись не на доказательство невозможности его выполнения, а на принятие самых энергичных мер по его выполнению. Примером в этом отношении служили прежде всего руководители: главный инженер Б.И. Каневский (1881-1954), начальник производства Б.А. Фраткин, в годы войны – директор завода (1907-1966), главный материаловед завода В.Н. Иорданский (1900-1974), начальник цеха А.В. Ковалев (1898-1964), начальник цеха П.Н. Горемыкин (в 1939 г. – зам. наркома вооружения), М.Н. Логинов (1903-1940), Локтев (1908-1981), главный технолог Е.М. Ливертовский (1910-1978), Клейн, Медвинский, Райков, Холин, Левов, Цыринский, Рапопорт, Лавров, Антонов, Агафонов, Гольдберг, Иванов. Все эти работники были в возрасте 27-36 лет. Быстро тогда созревала молодежь, да и больше и смелее занималось старшее поколение их воспитанием и выдвижением.
Считалось, что для кадров этого завода нет непреодолимых препятствий. Это была своего рода «академия» для молодых специалистов, которых бросали с первого дня прихода на завод в самую гущу цеха мастерами. Они за короткий срок, два-три года, под руководством старых специалистов овладевали знаниями тонкостей технологии артиллерийского производства и качествами организаторов.
М.З.Олевский, Р.Д. Позамантир
Источник: газета «Калиниградская правда»№126 от 11.11.2004г., рубрика «Былое и думы» №88.
Материал любезно предоставлен Р.Д. Позамантир.
Статья дополнена фотографиями из интернета.