Проект Весниных. Рабочий поселок при Орудийном заводе им. Калинина
Наш город Калининград — Королев сравнительно молод. Ему всего 80 лет. Поселения же, вошедшие в черту города в 1960-е годы, имеют многовековую историю, но градообразующим центром, всё-таки, стали Подлипки, куда в 1918 году эвакуировали Петроградский Орудийный завод.
Многие годы территория современных Подлипок – это две пустоши Вилы и Подлипки. Ранее они имели свои границы, но ко времени Генерального межевания 1766 года уже одна единая земли, но с двойным наименованием. 160 десятин леса и 20 десятин сенного покоса. Только в начале 20 века здесь появились постройки, когда владельцем стал Ник. Семенович Перлов. Вот он, увлекаясь скачками, решил здесь организовать небольшой конный завод, построив конюшни, манеж. Здесь же был коровник, собачник и павильоны для птиц. Здесь же с 1906 года стояла «белая дача»- 2-х этажное деревянное здание внушительных размеров.
Но судьба распорядилась совсем иначе и не пришлось семье Перловых здесь насладиться прелестями дачной жизни. События 1905 года — революционное волнение, приостановка торговых отношений, отказ государственного банка в покрытии непредвиденных расходов по взаиморасчету с другими фирмами, хотя чаеторговая фирма была весьма известной и давала государству большие проценты от прибыли, — привели к тому, что фирма разорилась. Для покрытия долга пришлось почти всё продать. Вилы и Подлипки перешли в другие руки, к кандидату права Вейнраубу А. Я., который задумал дачный поселок, но мало в этом преуспел, так как Первая мировая война приостановила продажу участков, а банк, где он взял деньги для расчета с Перловыми, не мог ждать, хотя какие-то отсрочки делал. Новый владелец – акционерное общество «Бекос» купило землю для строительства Казенного завода военных самоходов и дальнейшей передаче этого завода в казну. Но вновь и этот замысел не был осуществлен до конца – революция решила, что важнее на этом месте разместить эвакуированный из Питера Орудийный завод. Такова предыстория.
С конца 1918 года и началась новая страница истории. Приспособление корпусов КЗВС под производство орудий разного калибра. План завода был. В первую очередь это необходимо для определения плана снабжения завода материалами и дальнейших построек.
В первое годы рабочие и служащие были размещены в разных местах: «в Москве -180 чел., в Тайнинке — 300, по линии Щелковской ветки — 450 и по линии до Сергиево — 60, на заводе – 200, в Подлипках -220 и в Мытищах — 196. Опоздание поездов и, независимо от этого, дальность передвижения вообще заставляют рабочих тратить массу времени на передвижение, что имеет результатом фактическую их работу на Заводе не превышающую 3-4 часов при наличии невероятной усталости. Это положение координальным образом нарушает производственную жизнь завода и бесполезно треплет рабочую силу, а также ослабляет до крайних пределов трудовую дисциплину, со всеми ей присущими последствиями»[1].
О тяжелом положении с жильем рабочих завода стало известно всей стране из статьи газеты «Правда» от 28 марта 1920 г.[2] Проблемы рабочих завода обсуждались на заседании Малого Совета от 5 апр. 1920 г. № 449. 5 апреля было принято решение, подписанное В. И. Лениным о расселении рабочих:
«а) Предложить Московскому Уисполкому в срочном порядке принять меры к переселению рабочих Москов. Орудийного завода, в первую очередь, квалифицированных рабочих, из Москвы и других отдалённых мест в район Моск. Орудийного завода, т. е. в местечки Подлипки, Леонидовка и др.
б) Предложить Центральному Правлению Артиллерийских заводов ускорить постройку рабочего посёлка для рабочих».[3]
Были выделены средства на строительство рубленых домов. Начали с домов нечетной нумерации, построив в 1922 г. дома под номером 11, 13, 15, 17, 19[4]. Эта улица пересекала поселок с севера на юг и располагалась вблизи завода. Первая улица заводского поселка была названа в честь вождя пролетариата В.И. ЛЕНИНА. В 1923 г. строились другие дома этой первой улицы поселка.
«В мае 1922 года заводоуправлением заключены с Укоммунотделом Московского Уездного Совета арендные договора на дачевладение сроком на пять лет/по 1927 год/. После издания закона об установлении списка дачевладений, остающихся в распоряжении Коммунотделов, Заводоуправление просит ГУКХ признать дачи окончательно отошедшими от дачевладельцев, как фактически занятые Заводоуправлением до 22.05.1922 г., но ходатайство осталось безрезультатным. Между тем, в отношении поселка «Подлипки» Гл. Управлением Военной Промышленности утвержден проект возведения рабочего поселка с населением до 2700 жителей и началась с 1922 года перестройка и застройка территории поселка. Поселок «Леонидовка», где на обширной территории имелось всего 14 дач, необходим заводу для развития строительства городка. От арендуемых дач в пос. «Тайнинка» заводоуправление отказывается для того, чтобы этими дачами можно было компенсировать дачевладельцев селений Подлипки и Леонидовка» [5].
Заводоуправление стремилось разместить рабочих и их семьи вблизи завода, чтобы они не тратили время на дорогу. Ведь на протяжении многих лет у фабрик и заводов на средства хозяев строилось жилье (казармы, спальни) для работников, школы, больницы, бани и другое. Чаще это был обособленный от селений рабочий городок со своими правилами. Фабричная земля обязательно имела свои границы. Так было на шелкоткацкой фабрике Сапожникова в местечке Куракино, на бумаго красильной у Франца Рабенека в Болшеве и Лапино.
Надо было позаботиться о жилье. А каким должен быть рабочий поселок при Орудийном заводе? Тогда Строительная комиссия завода объявила конкурс.
Но, сначала, к марту 1923 года подготовлены «Основные данные и Технические требования для составления проекта для рабочих и служащих Московского Орудийного завода имени М.И. Калинина в Мытищах» на 23 листах. Здесь подробнейшим образом описывались требования, предъявляемые к заводскому поселку:
I. Назначение, характер и размер проектируемого поселка, состав его населения.
II. Местоположение, границы, размер и характер участка, отводимого под поселок: соседняя застройка: застройка, существующая на участке.
III. Требуемое инженерное оборудование территории поселка – улицы, дороги, водопровод, канализация.
IV. Число, типы и размеры жилищ, требуемых в поселке, их оборудование.
V. Общественные здания: школы, детсад и ясли, амбулатория и больница, баня, магазин, рынок. Хлебопекарня, дом управления поселком и Приезжая, милиция и почта, Народный дом и спортивные учреждения, парикмахерская. Прачечная, ферма для общественного скота.
VI. Требования по отношению к системе планировки поселка.
VII. Требования, предъявляемые к проекту. Возможность дальнейшего расширения поселка.
VIII. Состав проекта. Проект состоит из: Генплана, поперечных профилей улиц поселка, проектов жилых домов для семейных рабочих с квартирами для многосемейных, малосемейных и среднесемейных, служб для квартир многосемейных и среднесемейных, общежитий, подробной пояснительной записки.
Проект подавался на имя Заводоуправления через заведующего Строительным бюро Г.У.В.П. (Главного Управления Военной Промышленности) Высшего Совета Народного хозяйства А.И. Панова/ Деловой Двор, 4-й подъезд, 4-й этаж, 21 комната/. В конкурсе принимали участие:
1) архитекторы братья Веснины Л.А, А.А. и В.А., 2) архитектор Г.Б. Бархин.[6]
Оказалось, что в этом конкурсе приняли участие в будущем известные советские архитекторы Бархин Г.Б. и братья Веснины. Как раз в биографии Бархина Григория Борисовича (1880—1969) упомянуто, что он проектировал рабочий поселок близ Мытищ. А в биографии Весниных этот факт не отражен. Попробуем восстановить справедливость и изложить собранные сведения, публикуя выписки из архивных дел Отдела хранения документов после 1917 г. Фонда 2122 (быв. ЦАГМ).
«5 мая 1923 года в 12 час. дня на Орудийном заводе им. Калинина состоялось соревнование на производство трех групп строительных работ/ 15 рубленых домов поселка, Заводоуправления и переустройства фонарей и кровель 2-х мастерских/.
21 июня 1923 г. в Организационно — Инструкторский Отдел ГУВП поступила записка, где сообщалось, что в основу распланировки домов будет положен генеральный план поселка, разработанный арх. Весниным и получивший премию на конкурсе, имевшем место 18 июня в Строительном Бюро ГУВП» [7]. Генплан № 59 утвердили 17 авг. 1923 г.
Этот проект включал территорию поселка от Щелковской ветки Ярославской ж.д. до дороги в Костино и земли, расположенные по правую сторону от этой дороги. На проекте четко видна подпись художника – архитектора Леонида Веснина, за который получил премию 500 руб.
Хочу отметить, что в делах многократно указываются ссылки на различные планы, но их там нет. Удалось найти только два варианта проекта, о которых я рассказываю.
Просматривается основная ось завода, проходящая через здание Заводоуправления и водонапорную башню, и упирающаяся в полукруглую площадь. От площади вправо и влево уходит улица, которая была названа именем Ленина. Ось находится под небольшим углом к центральной улице поселка. Справа и слева общежития с широкими скверами. Далее справа — поселковое управление, школа, детсад, а напротив — магазин и гостиница. На центральной улице разбит сквер, который упирается в Народный дом. Рядом зона занятий спортом. На Костинской дороге справа намечен рынок и кооператив, а ещё дальше – больничный городок.
Ещё одна центральная улица отходит от ст. Подлипки, остальные расположены под углом друг к другу. Везде дома-дома и широкие скверы. Проектировался поселок как город — сад.
Ввиду того, что совещание по охране вод Мытищинского бассейна протестовало против застройки ниже линии поверхностного водораздела / примерно, район ул. Гагарина — примеч. автора./, то предложили застройку по другую сторону ж.д. ветки. Но трактовать как самостоятельный поселок, запроектировав отдельно общественные здания: клуб, рынок, школы, кооператив, баню и ферму.
Поэтому был представлен другой проект с учетом земель за ж.д. линией. 11 ноября 1924 года прошло заседание Строительной комиссии Московского Орудийного завода им. Калинина, где вновь обсуждался план поселка, разработанный Весниным, и вносились предложения по изменению проекта. Поселок с юга был, всё-таки, ограничен Костинской дорогой. Появилась на плане буква К из улиц Ленина, Коминтерна и Кирова. По счастливой случайности она символизировала будущие названия рабочего городка – Калининград – Королев. От полукруглой площади, где сейчас стоит памятник Ленину, на восток шла короткая улица, заканчивающаяся стадионом (а мы помним, что на месте площади у ЦДК им. Калинина был стадион). Южнее стадиона намечен клуб, проект которого был осуществлен позже (сейчас Детский клуб). Судите сами, что не все замыслы архитекторов Весниных воплотились в жизнь.
Но для дальнейшего воплощения проекта Весниных надо было передать дачи Коммунотделом в собственность завода. Земля была передана заводу, а дачи на ней оставались в ведение Коммунотдела. По этому поводу начались трения, назначена комиссия. «В заседании этой Комиссии председатель Московского УИК заявил, что МКХ внесен в Президиум Моссовета доклад о безусловной опасности в санитарном отношении постройки в пределах бассейна питающего Мытищинский водопровод, как крупного рабочего поселка, так и самого орудийного завода»[8]. Нависла угроза закрытия завода и остановка строительства поселка. Ситуация была сложной, т.к. потрачены значительные средства на перевод оборудования из первоначального места эвакуации в Нижнем Новгороде, размещение на новом месте в Подлипках. «Построено к 1925 году около 40 бревѳнчатых 4-х квартирных домов, 3 дома каменных двухэтажных, 8-ми квартирных и 3 общежития — два бревенчатых двухэтажных и одно каменное трехэтажное.
В развитие планов заводского строительства, Заводоуправление поручило Акц. Общ. Водоканал разработать и составить проект поселковой канализации и водопровода с биологической очисткой сточных вод и отводом их в р. Клязьму. Названное Акц. Общество в начале текущего 1925 года составило технические условия на проект водопровода и канализации самого завода и поселка при нем, каковые должны будут лечь в основу проектирования, с утверждением их в соответствующих органах МКХ»[9].
Заводоуправлением была проанализирована ситуация и, конечно, высказаны возражения против остановки строительства рабочего поселка вблизи завода, направив их в Президиум Моссовета:
«1/ Проектирование и устройство канализации строящегося поселка поставит санитарную сторону вопроса в несравненно лучшие условия, чем существующие в настоящее время во всех близ лежащей местности, где размещены такие заводы, как Мытищинский вагонный и фабрика Вискоза с прилегающими к ним — сел. Пролетарское (быв. Мытищи), далее деревни Куракино и все близ лежащие села, которые не имеют даже самых элементарных устройств санитария.
Таким образом, устройство поселка, снабженного канализацией гарантирующей от загрязнения водоносных слоев Мытищинского водопровода, ни в коем случае не может усугубить существующих условия загрязнения, когда, помимо естественного загрязнения, создаваемыми всеми расположенными в данном районе селами, деревнями и поселками, загрязнение водоносных слоев идет путем вывоза крестьянами на поля навоза и фекальных отбросов, способствующих удобрению почвы.
2/ Канализация, предположенная к осуществлению в строящемся заводском поселке, намечает все хозяйственные фекальные воды удалить с территории охраняемой зоны в бассейн реки Клязьмы, подвергнув предварительно соответствующей биологической очистке, а в виде атмосферных осадков открытыми и частью закрытыми водостоками удалить в ближайшие местные протоки, а именно: в реку Яузу, Работню и Клязьму. При этом необходимо отметить, что площадь канализируемого участка на две трети тяготеет своим стоком к реке Клязьме и на одну треть к реке Яузе и Работне.
Принимая во внимание довольно жирный слой глины толщиною около 1 метра, составляющий верхний покров, а, с другой стороны, учитывая уровень грунтовых вод на глубине 12-15 метров, можно уверенностью утверждать, что поверхностные воды территории заводского поселка не представляют никакой опасности в смысле загрязнения Мытищинского водоема, тем более при наличии канализации, улавливающей их в соответствующие водостоки»[10].
После передачи дач в собственность завода был принят за основу второй вариант проекта под № 66, но вести застройку решили в две очереди, т.е. сначала обустроить поселок ниже линии ж.д., а потом и северную часть. Запланировано построить:
1/для многосемейных 55 домов одноэтажных деревянных рубленных 4-х кв. домов (к тому времени построили 3). Туда должны заселиться около 200 работников завода.
2/ для среднесемейных 57 домов 2-3-х этажных по 8 кв. в каждом и одноэтажных по 4 кв. (для 548 работников завода). Построили уже 16 домов по 4 кв.
3/ для малосемейных тоже 57 домов 2-х этажных как каменных, так и деревянных. Успели построить 17 домов. В них должны были жить до 400 чел.
4/ предусмотрели общежития для холостых с расчетом на 250 человек.
На этом участке земли АБВГ запроектированы нижеследующие общественные здания : больница, школа, детские сады и ясли, Управление поселком, кооператив, Народный дом . Всего в этой части города должны проживать 4818 работников.
Во 2 очередь предположено застроить участок земли под лит. ДЕЖЗ, расположенный по др. сторону ж.д. ветки Щелковской линии, на коем запроектировано: 1/ домов для многосемейных 2-х квартирных 54 для 108 раб.; 2/ для среднесемейных 4-х квартирных 153 для 612 рабочих;
3/ для малосемейных 4-х кВ. 54 дома для 216 чел. Итого домов 261 для 936 работников завода. Предусмотрены: клуб, рынок, школа, кооператив, баня и ферма. Расчет сделан на 3744 души. А всего населения в обоих участках предположено 4818 + 3744 = 8562 душ[11].
Объем работ был значительным. Ведь надо представить проекты всех зданий как жилых, так и общественных. Недаром написано, что проект подали три брата. Надеюсь, что роль каждого ещё предстоит узнать, продолжая поиск. Биографические данные о братьях Весниных можно найти в Википедии, но среди многочисленных перечислений их работ нет нашего поселка, хотя даже в РГАЛИ хранится личное дело Леонида Веснина, где в числе премированных проектов записано: «1924 г. Проект планировки и застройки поселка при Орудийном заводе в Мытищах (осуществляется). Работа исполнена с А. А. Весниным»[12].
Послесловие: Увидеть реализацию проекта Весниных и сравнить можно со схемой обстановки периода ВОВ по воспоминаниям быв. работников штаба местной противовоздушной обороны города Благова, Моисеева, Янковского.
О Весниных.
Обнаружен след пребывания Александра Веснина в Болшеве на даче. Была ли дача в постоянном пользовании или он только гостил у кого-то? Фотографии хранятся на сайте:
Интересный материал о Весниных можно прочитать здесь:
http://iscusstvo.ru/256/ и https://ardexpert.ru/article/2779
https://um.mos.ru/personalities/2447/
Автор: Маношкина Галина Ивановна, член Союза краеведов России
Источники:
[1] Отдел хранения документов после 1917 года. Фонд 2122. Опись 1. Дело 261.
[2] Альманах «Болшево», изд. «Писатель», Болшево, 1996 г., стр. 75-76
[3] РЦХИДНИ, ф.2, оп.1, ед.хр. 13496
[4] ОХД после 1917 г. Фонд 2122 оп.1 дело 631 – «Опись заводских зданий, построек и ж.д. имуществ, наход-ся в ведении строительного отдела».
[5] ГАРФ. Фонд 1235. Опись 102. Дело 319. Лист 134.
[6] ОХД после 1917 г. Фонд 2122 оп.1 дело 622 л. 61-83
[7] Отдел хранения документов после 1917 года. Фонд 2122. Опись 1. Дело 619. Лист 32, 66.
[8] ГАРФ ФОНД 1235. Опись 102. Дело 319. Лист 134
[9] ОХД после 1917 г. Фонд 2122. Опись 1. Дело 714. Лист 76
[10] ОХД после 1917 г. Фонд 2122. Опись 1. Дело 714. Лист 76 об.
[11] ГАРФ. Фонд 1235. Опись 140. Дело 341. Лист 9.
[12] РГАЛИ. Фонд 6781. Опись 1. Дело 442. Лист 8
ну кто у нас самый Почётный гражданин города-наукограда Подлипки-Калининграда — Королёв? Конечно же Галина Ивановна Маношкина!
Надеюсь, что с Ольгой Вячеславовной эта статья согласована, и ее разрешение на публикацию получено.
А она тут причем?
Должен же старейший историк-краевед нашего города ссылка оценить работу начинающей, подающей надежды исследовательницы родного края и дать ей путевку в жизнь.
Думаю, что её мнение может интересовать только избранных)