От Сергиевского трамвая до ЛРТ
На рубеже 19-20 вв. Москва стремительно меняла свой облик. Ритм её жизни ускорялся: менялась социальная, промышленная и торговая среда. Развитию Москвы способствовал промышленный подъем 90-х гг. 19 века. Технический прогресс широко шагнул в московскую промышленность. Электричество стали использовать для модернизации железно-конных дорог, запуская вагоны на электротяге.
Выгоды от начала эксплуатации трамвайных сетей становятся ощутимы в разных районах Москвы, что впоследствии привело к развитию транспорта и в губернии. Например, в Московской Земской Губернской Управе рассматривался вопрос о проведении трамвайных путей до Троице-Сергиевой Лавры («Русское слово» 1904 г. от 14 августа (№ 193). С. 7.) В 1909 г. там же была опубликована заметка, что вопрос о трамвае от Москвы до Сергиева Посада близится к разрешению («Русское слово». 4 июля 1909 г.(№152) С.6).
В начале 20 века в пустошах под названием «Вилы и Подлипки» образовался дачный поселок «Сапожниково» и «Ново-Перловка». Выпустили брошюры, где рассказывали о будущей дачной жизни, о местоположении поселка: «Вся местность, — прилегающая с северной стороны к линии железой дороги, а с западной – к Ярославскому шоссе, по которому в самом недалеком будущем ожидается трамвай (т.н. Сергиевский) в Москву – разбита на участки значительно бОльших размеров, чем в остальных поселках (не менее полудесятины)…».
Из этой брошюры мы также узнали, что по кромке Ярославского шоссе должен был пройти трамвай! Он назван Сергиевским. Значит конечным пунктом будет ст. Сергиево, т.е. пассажиры затем могут направиться в Лавру. Оказалось, что действительно в недрах архива хранится проект договора 1904 года Дорожного отдела Московской Губернской Земской Управы с коллежским асессором Александром Михайловичем Пугачевским на устройство по левому обрезу Ярославского шоссе трамвая от Крестовской заставы г. Москвы до границы Сергиевского Посада, а всего на протяжении 62, 5 версты.
Предлагаю выписки из договора:
- По всей проектируемой линии предполагалось 7 станций: у Крестовской заставы, при с. Ростокине, Заречной, Пушкине, Талицах, Тишкове и Сергиеве.
- Сооружение должно быть окончено на всем протяжении и открыто для движения через 5 лет, а от Крестовской Заставы до Пушкина, на протяжении около 30 верст – в течение 4-х лет. Но прежде надо было ещё представить на утверждение чертежи, условия и проекты в Управу, а затем в МВД.
- Срок определялся в 48 лет со дня получения официального разрешения.
- В первые пять лет ничего в пользу Земства не платить, но начиная с 6 года он будет вносить в Губернскую Земскую Управу, в пользу Земства, ежегодную сумму из чистой прибыли в следующем размере: во вторые 5 лет (6-10 лет) – ½ %, в течение третьего пятилетия (11- 15) – 1 %, в продолжении дальнейших 5 лет (16 – 20) – 2 %, в пятилетие от 21 до 25 года – по 3 % и, наконец, в следующие за тем годы по срок договора – 4 %.
- Предприниматель принимает на себя: а) ежегодно уплачивать Земству, по мере отведения земли под сооружение линии, суммы, равные годовой арендной плате, б) оплачивать арендаторам земли их убытки за возможные сносы строений.
- По окончании срока договора, все возведенные каменные постройки, столбы, провода, кабели, полотно со шпалами и рельсами, платформы станций и все службы, какие для надобностей эксплуатации дороги будут сооружены, поступают в собственность М.Г. Земства. Весь же подвижной состав, машины, котлы и пр. , служебные принадлежности, Земство, если пожелает, может приобрести не дороже, как за 50% первоначальной стоимости.
- Предпринимателю не возбраняется тем или иным способом эксплуатировать избыток электроэнергии, развиваемой центральными станциями трамвая, и прокладывать, без особого вознаграждения Земству, ветки к фабрикам, заводам и имениям. <….>[1]
Т.е. поступило предложение построить линию доставки пассажиров в Подмосковье ещё одним способом! Почему?
Главное назначение железных дорог было в обеспечении фабрик и заводов более быстрым способом доставки грузов. Именно грузоперевозки – главная задача строительства. Любое дело должно приносить прибыль. Получение прибыли могло привлечь инвесторов, т.е. фабрикантов и заводчиков. Но именно железные дороги способствовали открытию платформ при вновь образуемых дачных поселках! К грузоперевозкам прибавилось и пригородное движение поездов, но как временное, обслуживавшее дачников лишь в тёплое время года. Однако именно эта позиция подтолкнула сразу несколько компаний одновременно разработать предложения по строительству линий пригородных трамваев в пределах Московской губернии.
Так вот, чтобы приблизить транспортные средства к многочисленным дачным поселкам и поселениям, задуман трамвайный скоростной способ сообщения.
Представляете, что когда паровоз пыхтел и выпускал клубы дыма, уже была задумана электрификация дороги, …но трамвайных путей.
Согласования по прокладке Сергиевского трамвая затягивались, но, однако, к 1911 году в министерства финансов и путей сообщения были направлены сразу несколько таких проекта.
Самым первым был, конечно, в Сергиевский Посад. Станции Мытищи, Лосиноостровская и Пушкино должны были соединиться с ними особыми дополнительными трамвайными ветвями.
А проведение трамвайной линии и электрического освещения от станции Сергиево до Черниговского скита были задуманы ещё в 1897 году. , т.к. Черниговский скит привлекал богомольцев не меньше, чем Лавра. В середине XIX века в нем был устроен подземный храм в выкопанных пещерах, что было исключительной редкостью в России. Над подземным храмом в конце XIX века был выстроен великолепный собор по проекту известного архитектора Н.В. Султанова, а чуть позже колокольня и ограда.Тот самый «коллежский асессор А.М. Пугачевский заключил договор с управой Посада[2], в 1898-1902 гг. было построено здание электростанции, в 1902 г. установлены столбы для электроосвещения. На этом работы были приостановлены.
Заключение контракта между управой и подрядчиком в 1897 г. совпало со строительством Савеловской железной дороги, которая соединила г. Дмитров с Москвой. Контракт управы с А.М. Пугачевским был заключен в форме концессии[3].
Другими словами, А.М. Пугачевский подрядился как на строительство, так и на эксплуатацию трамвая и электрического освещения в течение 48 лет. Заключив контракт, концессионер горячо принялся за дело. Уже в 1898 г. он заложил на берегу Келарского пруда, у подножия горы Волкуши, кирпичное здание «центральной» электростанции. В 1902 г. строительство станции подходило к концу, началась установка столбов для электроосвещения.
Уже осенью 1902 г. А.М. Пугачевский был готов включить электроосвещение. Но здесь работы приостановились из-за неявного, но упорного сопротивления Троице-Сергиевой Лавры. О причинах этого сопротивления можно лишь догадываться. Опасение Лавры мог вызвать тот факт, что часть трамвайной линии предполагалось провести по лаврской земле. Возможно, сыграло свою роль и недоверие к непривычному и шумному виду транспорта. Так или иначе, но Троицкая обитель, не выступая прямо против проекта, не разрешила А.М. Пугачевскому провести электрическое освещение по своей территории, выселила концессионера из своей гостиницы, выдвинула претензии на землю под зданием электростанции[4].
В конце концов, работы по проекту А.М. Пугачевского были прекращены, а здание центральной электростанции продано частному лицу, у которого его в 1915 г. выкупила Лавра. Электростанция и столбы, поставленные А.М. Пугачевским, в 1902 г. стали памятником неудавшейся попытки технического прогресса в транспортном сообщении и освещении Сергиева Посада, улицы которого и территория самой Лавры вплоть до 1913 г. освещались керосиновыми фонарями»[5]. В здании несостоявшейся центральной электростанции А.М. Пугачевского размещалась служба вневедомственной охраны Посада, а сейчас она принадлежит Лавре и там расположился ресторан.
Причём каждый трамвай имел бы вагоны городского типа с тамбурами и двойными оконными рамами. Это позволило бы поддерживать зимой в вагоне температуру 20 градусов. При скорости движения 85 вёрст в час трамвай должен был преодолеть расстояние от Москвы до Сергиева Посада за один час с четвертью, включая время остановок. Сообщалось министерствам, что готово начать прокладку линий в 1912 году.
По другому проекту трамвайная линия до станции Голицыно нынешнего московско-смоленского направления должна была начинаться от Дорогомиловской или Тверской заставы. Правда, это требовало значительных расходов на сооружение нового моста через Москва-реку. От Дорогомиловской заставы пути шли бы по Можайскому шоссе до села Фили, затем в Кунцево и Немчиновку с завершением у Голицынского городка. В дальнейшем маршрут мог иметь продолжение до Звенигорода.
За проектирование линии трамвая в Подольск длиной в 42 версты, как и до Голицыно, взялась Московско-Курская железная дорога. Был разработан подобный маршрут и с направлением на Раменское, причём реальное время проезда из столицы в этот город сократилось бы с часа до 35 минут.
Интересно, что в пригородных трамваях всех направлений не предполагалось предварительно продавать билеты, как на железных дорогах Московского узла. Их нужно было покупать у кондукторов непосредственно в трамвайных вагонах.
По мнению известного в то время инженера Михаила Поливанова, «устройство трамвая в некоторые московские пригороды совершенно окупало бы себя. Тем более что технические условия постройки и эксплуатации такого трамвая значительно разнятся от городского — издержек меньше и дело проще».
Однако Московская городская управа воспрепятствовала всем этим проектам, дав следующее исчерпывающее объяснение: «Пока ещё имеется много свободного места в городской черте, муниципальный транспорт не должен поощрять уход населения за город».
Так и не состоялись проекты, задуманные ещё в начале 20 века. В 60-е годы я слышала о проекте строительства метро до города Мытищи. Пока проект не осуществлен. Кажется, станция должна была открыться у дер. Челобитьево.
Число жителей Москвы и потоки населения из других городов на работу в Москву растут год от года. Город уже захлёбывается от машин, тонет в пробках. Чтобы быстрее добираться до работы открываются новые станции метро в разных районах Москвы.
Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области разработало новый проект, который свяжет в единый транспортный узел аэропорты и ещё даст возможность жителям быстрее добираться до работы в Москве и своих дач в Подмосковье. Такой транспорт получил название легкорельсового (ЛРТ или скоростной трамвай).
Вновь через 100 лет идея скоростного трамвая возрождается и надеемся, что осуществится. Скоростной внеуличный транспорт соединит между собою населенные пункты Московской области, где проживает более 4 млн. человек, снизит нагрузку автомобильных дорог на 25% и сократит время перемещения между населенными пунктами и 5 аэропортами Московского авиационного узла в 3 раза. ЛРТ обеспечит связь между 20 крупными городами Московской области.
Первый пусковой комплекс длиной 74 км соединит между собой города Подольск и Раменское, в которых существует дефицит рабочих мест, с аэропортами «Домодедово» и «Раменское», где есть профицит мест приложения труда. 48 километров первого участка ЛРТ будут проложены по земле, а 26 пройдут по тоннелям — в обход пересечений с железнодорожными путями, водными объектами и автомобильными трассами.
К сожалению, Сергиев Посад в планы строителей легкорельсового транспорта не входит. Но, кто знает, может идея быстрого проезда к святыне православия и, кстати, к многочисленным дачным поселениям, где имеют свои сады и огороды жители нашего города Королев, будет осуществлена. Пробки в выходные дни на дорогах Подмосковья ох как огорчают дачников.
Маношкина Галина Ивановна, член Союза краеведов России
[1] ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Фонд 184. Опись 1. Дело 1644.
[2] РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 15258 (1897).
[3] РГИА. СПб. Ф. 1153. Оп.1. Ед.хр. 10 (1900). Л. 11–12 об.
[4] РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 15258 (1897).
[5] К. Филимонов и др. Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. ИД «Подкова», М., 1997. – C. 124-126.
Использованная литература:
- Татьяна Бирюкова. «Пригородный трамвай». Газета «Гудок» от 06.02.2013 г.
- Легкорельсовый транспорт соединит 8 станций Московского метрополитена. Статья от 17 марта 2016 г. сайт http://tvpodolsk.ru/news/38753.html и ряд публикаций 2017 года.