Листая страницы старого фотоальбома

Краевед Александр Степанович Балакин перечитал воспоминания и перелистал семейный альбом Третьяковых-Боткиных.

«Нет ничего дороже, ласковее душе и московскому сердцу подмосковной  скромной, милой природы. Ходишь и хвалишь Бога…» В.П. Зилоти

 Третьяковы-Боткины в Куракино

Много памятных дат в истории Королева. Есть и такие, которые мы как-то обходим стороной, хотя они непосредственно касаются нашего района, истории отечественной и мировой культуры. В декабре 2017 исполнилось185 лет  со дня рождения  Павла Михайловича Третьякова, основателя знаменитой галереи. В январе 2019 исполнится 120 лет со дня смерти  его матери  Александры  Даниловны (урожд. Борисовой) и 185 лет со дня рождения его брата Сергея Михайловича. В марте 2019  — 120 лет со дня смерти  его жены Веры Николаевны (урожд. Мамонтовой).

Об усадьбе, которая находилась на северной окраине нашего города,  написано не так много, как хотелось бы нам. В основном о ней нам известно из воспоминаний дочерей П. М. Третьякова. В 1951г. Государственная Третьяковская галерея осуществила первое издание книги   Александры Павловны Боткиной «Павел Михайлович Третьяков  в жизни и искусстве».

Именно с этой поры наши краеведы могли заинтересоваться этим памятным местом, но рядом стал  появляться и расти город космоса — город сверхсекретный и историю окраин этого города , видно,  тоже решили засекретить, да и фамилии  купцов Мамонтовых, Третьяковых, Боткиных, Алексеевых, Сапожниковых, Перловых и других  тогда было лучше не упоминать. Четвертое издание (1993) этой книги являлось самым полным, дополненным, исправленным.

Интересны воспоминания Веры Павловны Зилоти «В доме Третьякова». Она была замужем за Александром Ильичом Зилоти (1863-1945), двоюродным братом С.В. Рахманинова, известным пианистом и дирижером, профессором Московской консерватории. С 1919г. он жил с семьей в Финляндии, Румынии, с 1922 г. – в США. В 1954 году в Нью-Йорке были изданы воспоминания В.П. Зилоти (1866-1940)., но в СССР в библиотеках они пролежали долгие десятилетия  в спецхране.

Годы забвения, повышенной секретности городской истории сделали свое пагубное дело – невольно были уничтожены десятки памятников отечественной истории (даже есть перечень утраченных  памятников истории города 19-20 веков).

В «Указателе селений  Московской губернии» Нистрема за  1852г. говорится «Куракино, сельцо 2-го стана, Аладьиной Варвары Павловны, штабс-ротмистрши, крестьян 65 душ мужского пола, 21 двор, господский дом и оранжерея, 20 верст от  Троицкой заставы по Ярославскому тракту, вправо одна верста».  Других художественных описаний ее усадьбы нам неизвестно. В 1866г. она стала продавать свое имение. Возникшая по соседству в 1875 году шелкоткацкая и шелкопрядильная фабрика называлась Куракинской (по ближайшему населённому пункту) фабрикой братьев  А.и В. Сапожниковых, которые купили и владения Аладьиной. С весны 1880г. (апрель-май) усадьба была передана в аренду семейству Третьяковых, которые до этого (1869-1879гг.)  снимали дачу в Кунцево.

Дача, где жили Третьяковы

Уверенно можно сказать, что с 1880 по 1917 гг., т.е. 38 лет её арендовали представители семейств Третьяковых и Боткиных. Кто только не побывал в усадьбе за эти годы. Как только её не описывали.

Вот описание В.П. Зилоти: «Куракино было усадьбой средней руки. Дом был бревенчатый, штукатуренный, одноэтажный, с дюжиной окон в длину фасада, с мезонином, с тремя крытыми террасами со стороны двора, по которому подъезжали к дому, огибая круглую лужайку, обрамленную кустами пионов и флоксов. С противоположной стороны, выходящей по направлению к реке Клязьме, с большого открытого балкона, над которым висел, подпертый деревянными колоннами, балкончик мезонина, вели ступеньки в парк. Были здесь и старинные липовые аллеи, и много лужаек, среди которых высились громадные плакучие березы и группы сосен; множество было кустов сирени, шиповника, жасмина, жимолости. Был и пруд, покрытый кувшинками, с плакучими ивами на чужом берегу. Соловьи по веснам щелкали все вечера и ночи. Днем щебетали и пели всевозможные птички. Из-за Клязьмы, до которой шел громадный заливной луг, куковали кукушки. Было солнечно, просторно и уютно. Верстах в двух вверх по речке неподалеку друг от друга много лет назад поселились брат и сестра с  семьями – Сергей Владимирович Алексеев и Вера Владимировна Сапожникова…»

К.Ф. Юон. Куракино. 1901

Существует немало описаний дороги к этой усадьбе. В одном из писем Сергей Сергеевич Боткин  (1859-1910) описывает этот путь князю В.Н. Аргутинскому-Долгорукову(1874-1941). С Ярославского вокзала до Тарасовской платформы, «на станции всегда есть извозчики, которые  Вас в 15 минут доставят на нашу дачу, если же Вы нам сообщите заранее о Вашем приезде, то вышлем экипаж. Итак,  надеюсь, до скорого свидания». Князь Аргутинский-Долгоруков – дипломат, коллекционер произведений искусства. С 1917 – хранитель Эрмитажа, член Совета Русского музея. С начала 1920-х жил в Париже. Кстати в московских архивах существует целый комплект куракинских писем и различных почтовых отправлений (открыток и т.п.). Адрес на них указан по-разному: Московско-Ярославская ж.д. Тарасовская платформа; Куракино у фабрики Сапожниковой; Дача Боткиных, село Болышево; Почт. отд. Болшево Московская губ.

Дом всегда был полон людей: кроме большой семьи, приезжали пожить родственники и знакомые. Когда родителей не стало, Александра Павловна Боткина (урожд. Третьякова, 1867-1959), сохранила в доме ту же атмосферу, которая была при их жизни.

А.П. Боткина. Куракино. Лето 1912г

Л.С. Бакст писал ей после первой своей поездки в Куракино: «Жадно я глядел на это историческое место, вдыхал в себя прошлое,  комната Павла Михайловича и Веры Николаевны, Любина, сколько разнообразных чувств! Хорошо, что Вы верны традиции, вплоть до красивых костюмов Шуры и Таси!»

Л.П. Гриценко-Бакст. 1903.

Любовь Павловна Третьякова(1870-1928) в первом браке была замужем за художником Николаем Николаевичем Гриценко(1856-1900). В его картинах «Куракино. Вечер», «Пруд в Куракине», «Осень в Куракине» запечатлена эта замечательная усадьба.

Н.Н. Гриценко. Куракино. Вечер. 1887

В 1903-1910 годы она состояла в браке с Львом Самойловичем Бакстом (1866-1928), живописцем, графиком, театральным художником. С 1909 г. он работал в антрепризе  С.П. Дягилева, с 1911 года – ее художественный директор.

Лев Бакст

С 1910 жил в Париже. Кстати, недавно в Нью-Йорке, 9 декабря 1998г., на аукционе Сотбис «Танец, театр и опера» зафиксирован своеобразный русский рекорд. Небольшой по формату эскиз костюма Одалиски Льва Бакста к балету «Шахерезада»(гуашь, чернила, карандаш) продан за 165 тысяч долларов. Место этого художника в истории искусств давно уже определено, но торговый оборот его произведений в конце века добавил в биографию художника номинацию самого дорого театрального художника. Самой крупной в мире частной коллекцией дягилевских художников владел князь Никита Лобанов-Ростовский.

С.П. Дягилев в Куракине. 13 июля 1906

В июле 1906 года был в Куракино и сам  С.П. Дягилев (1872-1929), театральный и художественный деятель, организатор многих художественных выставок, в 1898-1904гг. издатель и редактор журнала «Мир искусства», организатор Русских сезонов, проходивших в Европе в 1907-1913гг. Его «Русские балеты» 1911-1929гг. возродили интерес к балету во всем мире.

П.М. Третьяков, М.П. Третьякова, Е.С. Боткин и С.И. Зилоти. Куракино. 15 августа 1897г

Бывали в усадьбе и братья Сергея Сергеевича Боткина (1850-1910), мужа А.П. Боткиной, врача, лейб-медика, профессора Военно-медицинской академии. Александр Сергеевич (1869-1936), врач, был женат на Марии Павловне Третьяковой (1875-1952), с 1919г. жил с семьей в Финляндии. Евгений Сергеевич Боткин (1865-1918), врач, приват-доцент Военно-медицинской академии, лейб-медик Николая II. Расстрелян вместе с царской семьей в Екатеринбурге. 17 июля 1998 года в петропавловском соборе С.-Петербурга вместе с царской семьей были преданы земле  останки принявших с нею смерть доктора Е.С. Боткина и троих слуг: «Это знак того, что страдали не только цари – страдала вся Россия» (это слова князя Николая Романовича).

Вера (справа) вышла замуж за пианиста Александра Зилоти (во втор. ряду), Александра (в центре) — за доктора Сергея Боткина (справа от неё), Люба (слева) — за художника Ник. Гриценко (стоит).

Существует обширная фотолетопись этой усадьбы. Фотографическое наследие Александры Павловны Боткиной охватывает период с1891 по 1919 год. Значение этой уникальной летописи Серебряного века для истории культуры трудно переоценить. На редких её фотографиях мы видим немало известных деятелей русской культуры. Марфа Федоровна Шаляпина (1910-    2003)- дочь Ф.И. Шаляпина от второго брака с  М.В. Петцольд. Мы видим её на куракинском фото 1912 года.

Марфа Шаляпина. Куракино. 6 сентября 1912г

Часто встречаем на фотографиях  лица дочерей Сергея Сергеевича —  Шуры и Насти. Анастасия Сергеевна (в замужестве Нотгафт, 1892-1942), впоследствии научный сотрудник Театрального, а затем Русского музея в Ленинграде.

П.М. Третьяков с внучками Верой(центр), Тасей и Шурой. Куракино. Лето 1893 г.

Александра Сергеевна (1897-1985) – известная советская актриса, режиссер, педагог, заслуженный артист РСФСР (1935). Её первый муж – Константин Павлович Хохлов (1885-1956), актер, режиссер, народный артист СССР. Второй муж – Лев Владимирович Кулешов (1899-1970), советский режиссер, теоретик кино, народный артист РСФСР (1969), директор ВГИКа. На вечере, посвященном его 100-летию, можно было воочию увидеть и фотографии, на которых запечатлена Александра Сергеевна, и редкие кадры из документальных и художественных фильмов.

Хохлова Александра Сергеевна

Неужели все это было и ушло безвозвратно?  Печально я смотрю на эти куракинские  фотографии А.С. Боткиной. Последнее фото – 12 декабря 1917 года с названием «Ликвидация Куракино» — женщина у двери на фоне пустых комнат.

Ликвидация Куракина. 12 декабря 1917 г

После революции в усадебном доме поселили рабочих, потом его перестроили, а в 1984 году снесли. Сейчас на месте усадьбы пустырь. Исчез и парк. На его месте в советское время раскинулись огороды и гаражи жителей поселка Текстильщик, нет следов и лодочной пристани. Стерев с лица нашей земли эту усадьбу администрация города (последние 30 лет) старается не вспоминать о её славной истории и всемирно известных российских фамилиях.  20 лет назад пытались просить администрацию поставить какой-нибудь памятный знак, камень на месте усадьбы с текстом «На этом месте стоял дом, в котором с 1880 по 1917 год жили известные российские семейства Третьяковых и Боткиных. Гостями этого дома бывали художники В.И. Суриков, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.Г. Перов, Н.В. Неврев,  И.С. Остроухов, Л.С. Бакст, К.Ф. Юон, а также С.П. Дягилев, представители семейств Алексеевых, Мамонтовых, Сапожниковых. Коншиных, Якунчиковых, Зилоти, Шаляпиных и другие».

Якунчиковы, Мамонтовы, Сапожниковы, Боткины на крыльце дома Сапожниковых. Любимовка. 15 июля 1912 г.

Легко поставить новый памятник нашим космическим достижениям и забыть о славной далекой истории наших мест. Но пора подумать об историческом престиже наукограда серьезно. Туризм во всем мире приносит немалые доходы. У нас же в городе много космических ведомственных музеев, но о более глубокой истории нашего края почти не говорят и не пишут.  Пора шире распахнуть окно в прошлое нашего края.

Использованная литература:

  1. А.П.Боткина «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве» 1951 г.
  2. В.П. Зилоти «В доме Третьякова». 1998 г.
  3. Е.Хохлова «Серебряный век в фотографиях А.П. Боткиной». 1998 г.

Балакин А.С., краевед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий