Фабричная школа в Куракино
Во второй половине XIX в. в отечественной системе образования произошли значительные изменения. После принятия в 1864 г. «Положения о начальных народных училищах» к просвещению народа смогли подключиться земство и русская православная церковь. После введения положения в земских губерниях России Московское губернское земство и уездные земства получили право заниматься начальным образованием. Открывались земские школы в сельской местности. Так как фабрики привлекали труд малолетних, то владельцам разрешали открывать школы на своих фабриках и мануфактурах на средства владельца.
На первом найденном плане 1878 г. чуть вдали от производственного корпуса и спален выше по реке стояло здание обозначенное как училище. Похвально отметить, что сразу с появлением спален для рабочих было выделено помещение и для обучения детей.
Училище содержалось на средства владельца фабрики – Владимира Григорьевича Сапожникова, а попечительницей, то есть заведующей, была его жена — Елизавета Васильевна. Но, в основном, о делах училища хлопотала жена управляющего фабрикой — Мария Константиновна Киричко. Вести обучение пригласили только недавно закончившую Полоцкое училище духовного ведомства Елизавету Ивановну Фалютинскую. О подготовке училища к открытию, зимой 1876-1877 годов М.К. Киричко писала Елизавета Васильевна Вере Владимировне Сапожниковой: «Нынче мы … ездили к вам на дачу /в Любимовку – прим. авторов/ и взяли стол для школы и подсвечники для Фалютинской. <…>. Школа приведена в порядок и готова принять в объятия Фалютинскую, с которой мы, вероятно, будем завтра завтракать. Как-то мы с ней будем жить? И как-то она начнет свое поприще в Куракинской области? Ждем с нетерпением. В субботу, вероятно, будем освящать школу и постараемся открыть классы» [1].
С отчетами инспекторов народного образования можно познакомиться в журналах Московского уездного Земского собрания. Они публиковались ежегодно.
«Первоначально предполагалось, что во вновь открытой школе будут обучаться девочки, живущие в Куракине, в том числе работающие на фабрике. Наплыв желающих оказался огромным. 1 сентября за школьные парты новой школы село сразу 106 девочек! Рядом с четырьмя 8 — 9-летними малышками сидели уже девицы на выданье — 16 — 17 лет.
Но первый блин оказался комом. Работницам фабрики было трудно совмещать работу и учёбу. Молодая преподавательница не могла добиться твёрдого усвоения учебного материала сотней разновозрастных учениц. Был велик отсев.
Потерпев неудачу в первом учебном году, попечительница и преподаватели решили радикально пересмотреть подход к организации учебного процесса в школе. Во-первых, было резко ограничено число учащихся, во-вторых, приоритет при приёме стал отдаваться мальчикам, так как родители учащихся были, прежде всего, заинтересованы в обучении сыновей. Во многом это было обусловлено тем, что мальчики, получившие свидетельство об окончании начального училища, в дальнейшем пользовались льготой — освобождались от несения воинской службы» [2].
Хотя школа была частной, но Инспектор народных училищ посещал Куракинскую школу. В своих заметках о частных сельских училищах уезда И.Ю. Некрасов в 1878-1879 учебном году писал: «Куракинское училище тоже с нынешнего года начало правильный ход обучения по программе Училищного совета. Оно вообще открыто недавно, и прежде учились в нём лишь девочки из живущих при фабрике, теперь оно устроено и для мальчиков. Господа Сапожниковы не жалеют средств и забот на лучшее развитие своего училища»
В 1880 году было проведено тщательнейшее обследование фабрики и оказалось, что школа находится уже в другом месте.
«При фабрике имеется школа, устроенная в 1879 г. и занимающая отдельный домик вне фабричного двора (XV). Она состоит из двух отделений, мужского и женского, из которых каждое помещается в особой небольшой комнатке (8,7 и 6,2 куб. сажен); в мужском отделении имеется 9 столов, в женском 4 стола; за каждым столом помещается по 2 ученика. Классные комнаты светлые (1:9 и 1:10,5) и отапливаются одною общею голландскою печью с двумя вытяжными отдушинами. В школе преподаёт учительница. Кроме детей служащих на фабрике и кроме малолетних рабочих, обучаются и крестьянские дети: первые занимаются с 5-ти до 7 ½ часов вечера, последние с 9-ти часов утра до 2-х часов пополудни. Рабочие-малолетки, посещающие школу, отпускаются для этого раньше с фабрики, так как по убеждению владельца, вынесенному им из практического опыта, посещение школы несовместимо с полной работой» [3].
Примечание: слова «училище» и «школа» в данном случае постоянно чередуются, скорее всего, потому, что здесь они подразумеваются только как место обучения грамоте.
В течение трех лет ребят учили Закону Божьему, чтению, письму и арифметике. Закон Божий вел дьякон Болшевской церкви Косьмы и Дамиана Иван Александрович Никольский. В 1894 году его сменил Николай Сергеевич Георгиевский. Книги и школьные принадлежности, парты куплены на средства владельца фабрики. Жалование и наградные учительскому персоналу шли в счет школы. Ежегодно в школе устраивались ёлки опять за счет владельцев фабрики. Расходы, как и число учеников, из года в год росли, и поэтому на помощь Фалютинской были приглашены Мария Калиновна Савицкая и Сергей Иванович Горин [4].
Инспекторы посещали школу в Куракине почти ежегодно и отзывы о работе педагогов были весьма лестными. Инспектор народных училищ Н.И. Каверзнев в своём отчёте за 1880 год отмечал: «Успехи по всем предметам хороши. Здание для училища светлое, тёплое, удобное, классная мебель удобная. Учебных пособий и руководств вполне достаточно. Всё это жертвуется попечительницей, женою учредителя Е.В. Сапожниковой».
В 1882-1883 учебном году в старшем отделении ввели преподавание основ чертежного дела. Это не осталось незамеченным для Училищного совета. Член совета В.П. Афанасьев, присутствовавший на выпускном экзамене, с удовлетворением констатировал: «Экзаменуя детей, становится очевидным, что учителя Фалютинская и Савицкая энергично трудились над развитием детей. То же следует выразить и о законоучителе диаконе Никольском. В Куракинском училище следует обратить внимание на прекрасные успехи учащихся по чертежной части, которыми дети обязаны всецело почтенной преподавательнице Е.И. Фалютинской».
В 1884 году член Училищного совета В.И. Орлов высоко оценил успехи преподавателей и учеников: «Господа Сапожниковы, очевидно, с любовью относятся к своему училищу и не останавливаются перед расходами для надлежащей его постановки: школьное здание прекрасно приспособлено для занятий и обладает надлежащим простором, помещение учительниц, находящееся в том же здании, также удобно. В училище имеется много наглядных пособий, помогающих ученикам основательно усваивать все преподаваемое им. Благодаря всему этому, а также и тому, что учительницы и законоучитель вполне опытны в деле преподавания и с энергией ведут его, успехи учеников, обнаруженные на экзамене, вполне достаточны.По Закону Божиему ученики младшего отделения хорошо усвоили молитвы и имеют понятие о всех двунадесятых праздниках; ученики среднего отделения отчетливо изучили все 12 членов символа веры, прекрасно рассказывали притчи и чудеса Христовы и обнаружили удовлетворительное знание песнопений и священных действий, входящих в состав божественной литургии. Читают по любой книге внятно и с пониманием, прочитанное хорошо рассказывают, знают наизусть много стихотворений и порядочно декламируют их. Ученики среднего отделения довольно основательно усвоили весь элементарный курс грамматики, написали во время экзамена под диктовку почти все без ошибок. Почерк всех учеников замечательно твердый и красивый, достигается это неуклонным применением принятого метода скорописи, чем занимается г-жа Фалютинская, обладающая сама прекрасным почерком. Арифметические задачи, как умственные, так и письменные, решают довольно быстро и отчетливо рассказывают план решения. Ученики среднего отделения имеют некоторые сведения из родиноведения и мироведения, что достигается толковым чтением, сопровождаемым объяснениями. Вообще училище поставлено очень хорошо, ввиду чего я позволил бы себе предложить выразить от Училищного совета признательность г-же попечительнице» [5].
С 1884 года и вплоть до конца XIX века в отчетах Московского уездного училищного совета отзывы о Куракинской школе Сапожниковых только превосходные. Ежегодно попечительница и учителя получали благодарности совета. В 1887 году законоучитель дьякон Никольский за отличную работу в Куракинской школе епархиальным ведомством был награжден серебряной медалью, а в 1888 году попечительница школы Е.В. Сапожникова получила письменную благодарность министра народного просвещения графа Делянова.
В 1894 году Закон Божий стал преподавать священник Болшевской церкви Николай Сергеевич Георгиевский. Его преподавательская деятельность в Куракинской школе продолжалась вплоть до 1917 года. Забегая вперед, следует сказать, что при Советской власти он продолжал выполнять обязанности протоиерея все того же Космодамианского храма в Болшеве. В 1931 году протоиерей Георгиевский был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации и сослан на 3 года в Казахстан. Через два месяца после ареста шестидесятишестилетний отец Николай умер в пересыльной тюрьме ОГПУ в Алма-Ате. В апреле 2005 года Русской православной церковью он был причислен к лику святых [6].
Отчет инспектора народных училищ К.К. Кноблоха о проверке начальных училищ Московского уезда за 1896 – 1897 учебный год подтверждает высокий уровень обучения в школе: «Ученики всех трех отделений оказались настолько хорошо подготовлены по всем предметам, что положительно редкому, по совести, можно было поставить балл менее 5. Такой результат экзаменов не новость для Куракинского училища. Из года в год учебная часть находится в нем в образцовом порядке и после экзаменов дает чувствовать не усталость, а удовольствие. После экзаменов гг. Сапожниковыми, присутствовавшими все время, розданы были детям Евангелия и книжки для чтения в роскошных переплетах». Сохранилась такая книжечка у местной жительницы Л.Н. Дорофеевой. Книгу получил дед Антон Сергеевич Мазанов в 1890 г. в день окончания училища. Всю жизнь он проработал в красильном отделении фабрики. На первой странице каллиграфическим почерком выведено: «Окончившему курс в Куракинском народном училище ученику Мазанову» и далее четыре подписи – инспектора Чижова, учительницы Е. Фалютинской, священника Протопопова. За попечительницу Е.В. Сапожникову подписался сам В.Г. Сапожников.
Имя Фалютинской напомнило о скромном памятнике учительнице Любови Ивановне Фалютинской у болшевской церкви Косьмы и Дамиана. Она работала в Болшевском училище Одоевского в те годы, что Елизавета Ивановна. Довольно редкая фамилия наводит на мысль, что Елизавета Ивановна и Любовь Ивановна, по всей вероятности, были сестрами [7].
Что представляла собой куракинская школа? По сведениям 1899 года школа была одноэтажной деревянной. На чертеже четко просматривается подпись архитектора Семена Лазарева.
К концу 19 века в школе по данным «Путеводителя по Ярославской железной дороге», выпущенного Кончаловским в 1897 г., училось 120 чел. Школа уже не вмещала растущее число учащихся. Подумывали о строительстве новой. Первоначально здание деревянное 2-х этажное № 40 с каменным полуподвалом строили в 1900 году под квартиры служащих, но в результате прежнее здание училища, которое значится на плане под № 45, передали под жилье, а это — под школу. Школа оказалась в ещё большем отдалении от фабричных корпусов и простояла на этом месте до 1962 года.
На плане здание № 45 – быв. училище (до 1899 г.), № 40 — 2-х этажная деревянная школа, здание № 35 — сохранившиеся казармы напротив проходной фабрики.
Здание школы 2-х эт. деревянное, построенное в 1900 г. по проекту арх. Поздеева.
Традиция дарить подарки выпускникам училища продолжалась многие годы. Об этом свидетельствует и книжечка «Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Москва. Синодальная типография. 1907», подаренная будущей жене Григория Владимировича, Самариной Елизавете Ивановне, после окончания обучения в Куракинском училище: «1907 г. 23 мая. Окончившей курс Куракинского начального училища Самариной Елизавете. Инспектор <неразборчиво>. Попечительница Е.Сапожникова. Законоучитель Свн. Георгиевский. Учительница А.Яшке.
Мария Ивановна Харлова (в дев. Кривушина) родилась в 1906 году. Отец был служащим, а потом мастером приготовительного цеха Куракинской фабрики Сапожниковых. Училась в начальной школе при фабрике. Ей тоже после окончания за успехи в учебе была вручена книжечка Евангелие с дарственной надписью настоятеля Болшевской церкви Косьмы и Дамиана священника Николая Георгиевского.
С 1912 года в школе был открыт четвертый класс. Преподавать пришла Елизавета Алексеевна Дорофеева, закончившая в том же году Московскую женскую гимназию. В 1912/13 учебном году в четырех классах училось 123 человека (63 мальчика и 55 девочек.) [8].
В 1915-1916 гг. счет школы вырос почти в два раза по сравнению с 1909-1910 гг. и составил 5154 руб. 16 коп. Появился рукодельный и переплетный класс, на который потрачено 68 руб. 12 коп., учебные пособия – 47 руб., учебники и книги для наград – 121 руб. 24 коп., ремонт парт — 10 руб.50 коп. Большие средства выделены в том году на приобретение письменных принадлежностей (407 руб. 76 коп.).
В те годы заботы о школе взяла на себя дочь Владимира Григорьевича, Екатерина, которой, судя по отчетам, выдано на расходы по школе 85 руб. 35 коп. Преподавание в школе вела М.А. Фигурновская [9].
В 1917 г. счет школы определён в 9801 руб. 79 коп. К уже перечисленным ранее затратам, которые значительно выросли, прибавились и расходы на продукты для школьников, ранее не входившие в статью расходов, и составили 678 руб. 77 коп. [10]
К новому учебному 1962 году открылась на ул. Тарасовская в здании под № 6 новая школа, которая сейчас носит название «Школа № 22 г. Королев».
Примечания:
[1] Музей МХАТ. Фонд К.С.Станиславского. Опись 1. Дело 16868.
[2] Шипин В.И. «Куракинская школа Сапожниковых». Журнал «Подмосковный летописец» № 2(32) 2012 г.
[3] Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарной статистики. Том III. Выпуск X. Под редакцией Эрисмана. 1884 год. Стр.11.
[4] Справочная книга Моск. губ. Сост. А.П. Шрамченко. 1890. С.16; Памятная книжка Моск. губ. Состав. А.В. Аврорин.1899 год. С.400.
[5] Шипин В.И. «Куракинская школа Сапожниковых». Журнал «Подмосковный летописец» № 2(32) 2012 г.
[6] Р.Д. Позамантир – Калиниград – Королев. Былое… 2005. С.87.
[7]ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г.Фонд 54.Опись 154.Дело 129.
[8]ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г.Фонд 348. Опись 1. Дело 498. Л.33
[9]ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г.Фонд 51. Опись 10. Дело 1068. Л. 63об, 63.
Маношкина Галина , член Союза краеведов России
Некрасов Михаил, краевед из г. Климовска