Николай Вещиков: в служении вере и искусству
Марина Зайцева
В 1974 году в дачно-строительном кооперативе работников Московского Художественного академического театра «Чайка» в Валентиновке приобрёл дом для своей семьи Вещиков Николай Александрович, человек с интересной судьбой, которому суждено было оставить здесь необычный след.
Николай Вещиков родился 1 января 1932 года в посёлке Расторгуево Московской области в семье с глубокими православным традициями. После окончания школы он поступает в художественно-ремесленное училище № 64 в г. Москве, где с 1948 по 1951 год получает квалификацию «альфрейщик-живописец 6 разряда». Альфрейная живопись – это роспись интерьеров, имитирующая структуру различных материалов: мрамора, шелка, дерева, гипсовой лепнины и других. Выполняется различными красками по сухой штукатурке. Именно способом нанесения альфрейная роспись отличается от классических фресок, выполняемых по сырой штукатурке.
В характеристике студента Вещикова отмечено: «Самостоятельно производил росписи в клубе Т.С.Х.А. (прим. Тимирязевская Сельскохозяйственная Академия), а также на Киевском вокзале».
По окончании училища Вещиков решает продолжить обучение мастерству живописи на более высокой ступени – в Московском государственном Академическом Художественном училище памяти 1905 года. Но на третьем курсе он полностью меняет свою жизнь, бросает Художественное училище и поступает в Московскую духовную семинарию. Для того времени это был неординарный поступок. Будущим семинаристам всячески препятствовали в поступлении, а затем и в обучении.
После долгих гонений на церковь в 1944–1946 гг. начинается возрождение духовного образования. На волне народного энтузиазма, связанного с победоносным окончанием Второй мировой войны, казалось, что перед возрождающимися духовными школами открываются некоторые перспективы. Постановлением Совета Министров СССР от 29 мая 1946 г. было разрешено открытие духовных академий в Москве, Ленинграде и Киеве, а постановление от 9 июля 1946 г. открывало возможность преобразования Богословско-пастырских курсов в Москве, Ленинграде и нескольких других городах в духовные семинарии.
В соответствии с этим решением Московский православный богословский институт был преобразован в Московскую Духовную Академию с четырёхлетним курсом обучения. Подготовительные курсы и два первых курса института становятся Семинарией с четырёхлетней программой обучения, а III и IV курсы института — I и II курсами Академии. В административном отношении Академия и Семинария были объединены.
С 3-го класса Семинарии Вещиков был призван на срочную службу в Советскую армию и проходил ее с 1954 по 1957 год в Нижнем Тагиле. Там он познакомился со своей будущей женой Ниной Ивановной Вольновой, которая была глубоко верующим человеком и стала его единомышленником на всю жизнь.
Из армии Вещиков возвращается уже семейным человеком и продолжает обучение в Семинарии. В 1959 году у супругов родилась дочь Вероника, а в 1961 году дочь Валерия. Чтобы обеспечить семью, Николай Александрович устраивается маляром-альфрейщиком в Контору по ремонту мебели, квартир и бытовым услугам Кировского района г. Москвы, где работает с 1962 по 1965 год.
Ему удаётся совмещать работу и теологическое образование. После Семинарии он поступает в Московскую Духовную Академию, где обучается с 1963 по 1967 год. В этот период вновь усилилась антирелигиозная кампания; учащиеся и преподаватели подвергались огромному давлению властей и находились под жесточайшим контролем.
Перечень изучаемых в Академии предметов, который можно увидеть в сохранившемся дипломе, поражает своей сложностью. Несомненно, для освоения большого объёма историко-философских наук нужна была эрудиция и усидчивость. А изучение пяти языков (английского, греческого, древнееврейского, латинского и немецкого) определённо требовало от слушателей лингвистических способностей.
Вещиков в нижнем ряду третий справа. Из семейного архива.
После окончания Академии Николай Александрович Вещиков мечтал стать священником, но по разным причинам это не осуществилось. Тем не менее, его жизнь навсегда оказалась связана с Русской Православной Церковью, главным образом с Московской Патриархией, где было немало его однокурсников по Академии и наставников.
С конца 1960-х годов Николай Александрович работал в Издательском отделе «Журнала Московской Патриархии», тогда единственного печатного органа Русской Православной Церкви. Отделом руководил епископ (позднее митрополит) Питирим, который с 1962 года был главным редактором журнала. Владыка Питирим сформировал высокопрофессиональный коллектив из богословов и выпускников Духовных школ. В трудных условиях велась публикация церковных изданий, исследовательская работа по изучению духовного наследия — древних рукописей, архивов, иконографии.
Некоторое время служил при храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Но большую часть жизни Николай Александрович проработал начальником свечного цеха мастерских ХОЗУ Московской Патриархии в поселке Софрино.
Крайний слева – Н.А. Вещиков, третий слева – Патриарх Пимен. Из семейного альбома.
В 1996 году он получил звание Ветеран труда. Имеет множество благодарственных грамот за усердные труды во славу Святой Церкви с личной подписью Патриарха Московского и Всея Руси Пимена. Награждён Орденами Русской Православной Церкви: Орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, Орденом Преподобного Сергия Радонежского II и III степени, Орденом Св. Равноапостольного Великого князя Владимира II степени.
Николай Александрович много общался с известными церковными деятелями. Дружил с грузинским патриархом Илией II (Ираклием Шиолашвили), с которым у него было много общего. Будущий патриарх также обучался в Московской Духовной Семинарии и Академии, но несколькими годами ранее. И также был человеком творчески и музыкально одарённым.
Как профессиональный живописец Николай Александрович Вещиков занимался творчеством всю жизнь. Сохранилось много его пейзажей в узнаваемой авторской манере, которые бережно хранит его семья.
Он был дружен с многочисленными соседями по ДСК «Чайка». Особенно тёплые отношения сложились у семьи Вещиковых с заслуженной артисткой РСФСР Еленой Борисовной Добронравовой, великим оперным режиссёром и педагогом Борисом Александровичем Покровским и его семьей.
Скончался Николай Александрович Вещиков 18 августа 2007 года, оставив память о себе как о человеке православном, трудолюбивом, талантливом и скромном. Но не все знают, что память о нём сохранилась не только в сердцах родных и близких.
Но сначала немного слов о ДСК «Чайка» для тех, кто с ним не знаком.
Название кооператива – «Чайка» – символично. Новый театр МХТ, детище Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, появился в Москве в 1898 году. Его основатели заявляли, что будут ломать традиции, менять устоявшиеся представления о театре. Радикальные перемены начались именно со спектакля «Чайка» по произведению А.П. Чехова, одного из первых спектаклей, который был показан на сцене МХТ 17 декабря 1898 года и имел невероятный успех. Тригорина играл сам Станиславский, Треплева — Мейерхольд, Аркадину — Ольга Книппер (женой Чехова она станет только в 1901 году), Заречную — Мария Роксанова. Вообще, чеховской драматургии новый театр во многом обязан своим «рождением» и дальнейшим мировым признанием.
Когда в 1902 году МХТ получил здание в Камергерском переулке, архитектор Фёдор Шехтель, занимавшийся проектом его переоформления, создал и эскиз чайки. В пьесе чайку подстреливает Треплев и приносит к ногам своей возлюбленной, Шехтель же решил «оживить» птицу — у него она как будто парит над волнами. Летящая чайка стала символом театра, его эмблемой и талисманом. Она обеспечила себе вечное место на занавесе театра.
Еще в советское время в Валентиновке на улице Спортивной, на которой располагается большая часть ДСК «Чайка», была установлена большая деревянная арка с надписью «ЧАЙКА». Эту арку хорошо помнят старожилы, но, к сожалению, пока не удалось найти её фотографию. В начале 1990-х годов арка пришла в негодность и была демонтирована.
С просьбой изготовить и установить новый символ ДСК члены правления обратились к художнику и мастеру на все руки Николаю Александровичу Вещикову. В 1992 году он вырезал из дерева вертикальный указатель с названием кооператива и изображением чайки. Его дизайн напоминал дизайн старой арки. Указатель был установлен там же, на въезде в ДСК «Чайка», в начале улицы Спортивной возле дома № 1. Он потихоньку вытеснял из памяти людей творение предыдущих мастеров, и для более молодого поколения именно он является символом ДСК.
Непогода и время постепенно разрушали деревянный знак. Несмотря на небольшие ремонты, в июле 2020 года после сильного урагана он был сломан.
Валерия Николаевна Глебова, дочь Николая Александровича Вещикова, и её муж Глебов Виктор Васильевич в память об отце и тесте решили безвозмездно отреставрировать указатель. Виктор Васильевич самостоятельно провёл реставрационные работы с максимальным сохранением первоначального материала. За восстановление символа кооператива члены правления торжественно вручили Виктору Васильевичу Глебову благодарственное письмо.
История Валентиновки – это история живущих в ней людей, их судеб и поступков. Как ни в каком другом месте города здесь чувствуются общность и сплочённость, любовь к своей истории, к памятным местам. Знак ДСК «Чайка» на Спортивной улице хорошо знаком всем жителям Валентиновки. Как чайка стала символом МХАТа, так и деревянный знак с белыми буквами стал одним из символов не только кооператива, но и всей Валентиновки. Надеюсь, теперь, глядя на него, жители будут вспоминать с благодарностью и его создателя – Николая Александровича Вещикова.
Марина Зайцева