А.И. Цветаева. КОТ ВАСЯ

«Среди драгоценностей родительского дома, волшебных зрелищ детства, – зажженной свечами ёлки, пахнущей тающим воском,– светятся мне из угла дремучие, совсем желтые глаза трехпрудного нашего кота Васи (так нравились нам зрачки, равные черным иголкам посреди двух кругов желтизны).
Черный, важный, он никогда не роняет нам на потеху котовое достоинство свое. С ним шло и прошло русское детство,– в мои 8 лет мы уехали с заболевшей мамой в Италию, а кот Вася остался в доме без нас.
Два года спустя, получив из далекой страны просьбу тоски нашей по родине, наш отец, пожилой профессор, поехал сфотографировать Васю к фотографу Фишеру, «поставщику двора». Вот как об этом (письмо в событиях эпохи погибло, восстанавливаю по памяти) писал наш отец нашей матери: «Спрятали мне его в картонку шляпную, на ремне. Сев на извозчика, мы поехали с ним сниматься. Все шло хорошо. Но, вообрази – расскажи детям,– что посреди Кузнецкого моста этот шельмец вдруг выпрыгнул из картонки и чуть было не исчез среди колес и лошадиных копыт перед самой вывеской Фишера. Я, испуганный тем, что потеряю любимца вашего, как-то необычно ловко ухватил беглеца,– пожалуй, что и за хвост – помнится, не без участия извозчика, – и водворил его в картонку, в которую он очень не хотел».


О, как бились наши сердца, читая! Разве можно забыть наш лютый восторг, когда, отодвинув папиросный трепет бумажки, закрывающей льдинку фотографической карточки, мы узрели дремучие очи кота Васи, кем-то приглаженного на столике, блестящего черным шелком, но от протеста все же взъерошенного!
Но очи Васины уже не были как черные иголки в двух желтых кругах. На нас в упор глядели – два светлые круглые ободка, а зрачки, заняв чернотой весь Васин взгляд, сделали кота – черноглазым.
Глупый! Он еще переживал волнение пойманности, неудачу бегства,– он не знал, каким счастьем это неудачное бегство отзовется в нас столько времени спустя!»

К 125-летию А.И. Цветаевой.
В жизни людей, семей, организаций есть различные юбилеи, которые мы подчас бурно отмечаем. Но есть юбилеи, которые проходят незаметно, но они имеют удивительную историю и предысторию. В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения Анастасии Цветаевой. В нашем музее будет скоро другой юбилей – 117 лет фотографической карточке с изображением кота Василия, жившего многие годы в семье Ивана Владимировича Цветаева. Много ли вы знаете котов в жизни великих людей, которые оставили после себя след в истории семьи. Кот Вася – один из немногих. Подтверждение этому вышеприведенное эссе Анастасии Ивановны Цветаевой, впервые опубликованное только в 1988 году в венгерском журнале «Советская Литература» №3 (Москва-Будапешт, русский и венгерский язык). С небольшими изменениями оно было затем напечатано в книге А. Цветаевой «Непостижимые: рассказы о животных» (М.: 1992).

И.В.Цветаев и Анастасия. 1910 г. Из фондов музея М.И. Цветаевой в Болшеве

Иван Владимирович Цветаев – заслуженный профессор Московского университета, директор Румянцевского музея, первый директор музея изящных искусств имени императора Александра III. В начале ХХ века его семья жила в Москве в Трехпрудном переулке. Жизнь и творчество Марины Цветаевой сейчас изучают во всем мире, её место в мировой культуре уже четко определено.

Слева направо — Ася и Марина Цветаевы. 1905 г.
Из фондов музея М.И. Цветаевой в Болшеве

Её сестра, Анастасия Цветаева (1894-1993) – человек незаурядный, талантливый прозаик, член Союза писателей. Многие с удовольствием читали её «Воспоминания» (вышло уже более 6 изданий этой книги) – впечатляющий, объемный рассказ о русской интеллигенции начала века. Она – автор нескольких романов, повестей, эссе. Многое публиковалось при её жизни всего один раз. Некоторые произведения вообще сгинули навсегда в лихие 1930-1950-е годы.
В 1990-е годы в наш музей М. Цветаевой попало много фотографий по цветаевской тематике. Просмотрев все публикации, свой и музейный архив я обнаружил целых три фотографии кота Василия. Безусловно, самая интересная из них хранится в нашем музее с припиской Ивана Владимировича Цветаева: «Вот тебя, Маня, и еще портрет Васеньки. При электричестве он поседел. 1905.»
Предлагаем вашему вниманию ещё один портрет Васеньки – во дворе дома в Трехпрудном.

На другом фото кот на руках Аси. Рядом комментарий – рукой С. Айдиняна на странице альбома карандашом надпись: «АИЦ 13 лет в Трехпрудном на руках рыжий с белым кот. Ехал из Ялты». Левее фотографии: «Девочка-котенок» (Запись со слов А.И. Цветаевой). Это приблизительно 1917 год.
Анастасия Ивановна с любовью относилась к природе, к людям, к животным. Её занимал вопрос о глубинном, философском отличии человека от животного в смысле их посмертной судьбы. «Животные так много страдают от человека, — говорила Анастасия Цветаева – достойный человек войдет в Царствие Небесное».

Александр Балакин, краевед

Литература:
Балакин А.С. Кот Вася. Калининградская правда. 1999.
Фотоальбом. М. Цветаева. М.: Эллис Лак, 2000.
Цветаева А.И. Непостижимые.М. 1992.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий