Оборона Калининграда – архивная статья 1941 г.
«Напряженная обстановка сегодняшнего дня требует не игры в войну, а настоящей серьезной подготовки к грядущим боям за Родину». – Газета Пролетарий» от 17 мая 1941 г. о военизированных учениях в Калининграде и окрестностях за месяц до начала Великой Отечественной войны. Орфография и пунктуация оригинала сохранены.
Короткие прерывистые гудки будоражили окрестности Калининграда, вносили острое чувство тревоги.
«Со стороны торфрозработок продвигается десант в количестве 50 человек по направлению к городу».
«В районе Болшева обнаружен отряд «противника» численностью в 30 человек. Отряд сбился с пути, попал в деревню Куракино. Сейчас он продвигается по направлению к железной дороге», — почти одновременно были получены эти две телефонограммы в штабе батальона.
Командир батальона т. Игнатьев принимает решение.
— Послать взвод для ликвидации группы.
— Выслать отделение с пулеметом для усиления обороны, — отдает он распоряжения.
В штабе — напряженная боевая обстановка. Распоряжения командования звучат четко, обнаруживают хорошие знания, расстановки сторожевых постов, сосредоточения главных сил обороны. Но, к сожалению, очень быстро сказывается некоторая самоуспокоенность. Под конвоем приводят бойцов четвертого взвода, посланных на подкрепление. Командир взвода т. Агеев не сообщил им пароль, и бойцы были задержаны, приведены в штаб своим же караулом.
Плохо работала связь. Кроме сообщения о высадке десанта, в штаб батальона больше никаких донесений не поступало. Оторванный от основных сил, он не сумел обеспечить оперативного руководства подразделениями.
— У здания клуба завязался бой, — передал донесения связной. Треск выстрелов доносился совершенно явственно. «Противник» действовал с исключительным натиском. На полслове было прервано распоряжение об обороне штаба.
— Руки вверх, наш штаб занят!
Боец десантной группы Фомичев вырвал телефонную трубку у командира батальона, который хотел сообщить в главный штаб о своем взятии в плен. Надо отдать должное «противнику». Десант под командованием лейтенанта т. Абраменко отлично вел наступление. Командир запаса т. Комлев и другие бойцы вели бой умело, напористо.
Решающая сила хорошо налаженной разведки и связи недостаточно была усвоена командованием батальона. Плохая информация о продвижении «противника» послужила причиной тому, что десант, обойдя главные силы обороны, проник в расположение штаба батальона. Руководство обороной города взял на себя штаб МПВО Калининграда, который не допустил дальнейшего продвижения десанта к объектам.
Более успешно проходили операции по уничтожению последствий воздушного нападения. Дружно действовали отряды самозащиты 4, 2, 6-го жилищных участков.
Следует отметить исключительную оперативность ответственного дежурного по штабу т. Молчанова. С безукоризненной четкостью выполнял он все распоряжения командования. Строго обдуманные действия, чеканная выправка т. Молчанова говорила о том, что он твердо проникся сознанием – напряженная обстановка сегодняшнего дня требует не игры в войну, а настоящей серьезной подготовки к грядущим боям за родину.
Источник: газета «Пролетарий», от 17 мая 1941 г.
Подготовила Алевтина Юдина