Архитектурное творчество Павла Ивановича Клишева
Статья архитектора Сергея Мержанова о творчестве Павла Ивановича Клишева опубликована в газете «Строительство и бизнес», №1(5), в январе 2001 года. С тех пор минуло двадцать два года, перечень построек Павла Ивановича был уточнён, в том числе самим автором статьи, по этой причине в конце публикации приводятся сноска с пояснением.
Города — это своеобразная каменная летопись. Большие и малые города хранят тепло и творческие замыслы многих людей, посвятивших свою жизнь архитектуре. И, увы, не всегда, проходя мимо этих зданий, мы помним тех, кто воплотил в них свои стремления и надежды. Во многих городах России – Сольвычегодске, Нижнем Новгороде, Коврове, подмосковном Королёве и других — по проектам архитектора Павла Ивановича Клишева (1895-1975) были построены различные здания: жилые дома, в том числе «Дом-Коммуна» и ремесленное училище в Коврове, детские учреждения и бани, Клуб металлистов и Дворец Труда, производственные корпуса (в Нижнем Новгороде) и т.д. Однако имя этого архитектора сегодня более известно краеведам, чем жителям этих городов. Предлагаем читателям статью архитектора С. Мержанова об этом незаурядном архитекторе.
В иллюстрациях к статье использованы фотографии из архива О.П. Клишева (сына архитектора) и графика художницы Л. Е. Кочкиной. Материалы публикуются впервые.
Ведущая рубрики кандидат архитектуры Светлана Яхкинд.
Творческая биография архитектора Павла Ивановича Клишева (1895-1975) почти не связана с Москвой: для столицы СССР он построил лишь один небольшой комплекс зданий. Деятельность Клишева протекала в европейской части страны: в северном Сольвычегодске, в Нижнем Новгороде, во Владимирской и Московской областях. Подмосковный Калининград (ныне – город Королёв) и, в особенности, Ковров, находящийся на Владимирщине, обязаны Павлу Ивановичу Клишеву сформировавшимся цельным обликом.
Архитектор Клишев принадлежит к поколению творцов, постигнувших азы ремесла еще в дореволюционную пору, создавших большинство своих произведений в советский период и переживших Великую Отечественную войну. Для героя нашего сегодняшнего повествования каждый из этих трех этапов был чрезвычайно интересен.
Павел Иванович Клишев родился 10 (23) сентября 1895 года в деревне близ древнего русского города Сольвычегодска. Первые пятнадцать лет жизни будущего зодчего связаны с русским Севером: Павел знакомится с памятниками архитектуры Сольвычегодска и Архангельска, с многочисленными деревянными храмами северных селений. В 1910 году Клишев появляется в Нижнем Новгороде, где поступает в среднее механико-техническое училище, готовившее специалистов-техников широкого профиля для промышленности и строительства. Обратим внимание на слово «промышленность» – вся дальнейшая биография Клишева будет так или иначе связана с производством.
Еще через пять лет, по окончании училища, Павел Клишев поступает в Петроградский институт гражданских инженеров, где учится на одном курсе с Сергеем Эйзенштейном – впоследствии гениальным режиссером. Однако, в связи с разгаром Первой мировой войны, Клишев, как и многие другие студенты, призывается на военную службу и переводится в Константиновское артиллерийское училище.
В дополнение к знаниям о промышленном строительстве Павел Клишев осваивает курс артиллерии. Можно смело сказать, что именно эти две отрасли знаний определили место Клишева в истории отечественной архитектуры.
Однако своей первой существенной работой сам Клишев называл деятельность в родном Сольвычегодске на заре Советской власти. В период с 1918 по 1922 гг. он проектирует и строит здание ремесленного училища и учебных мастерских, реконструирует здание для городской электростанции и городского театра, занимается укреплением берега реки Вычегды в черте города. В эти же годы, параллельно с практикой, Клишев завершает затянувшееся не по его вине обучение в институте гражданских инженеров, причём получает диплом с отличием.
Руководство института, заметив у Клишев педагогический талант, предлагало ему заняться преподавательской деятельность. Однако тяга к практическому созиданию перевесила, и уже в 1922 году Клишев назначается заведующим строительным отделом Нижегородского механического артиллерийского завода. Здесь-то и начинает проявлять себя полученные знания в области промышленного строительства и артиллерийского дела.
Этот завод, расположенный в Сормовской части Нижнего Новгорода, обрел в 1923 году новый производственный корпус, считавшийся одной из крупнейших послереволюционных строек города. Корпус был возведен по проекту и под наблюдением Клишев. А сольвычегодский опыт работы над проектами зданий в различных жанрах позволил Павлу Клишев быстро и качественно разработать проект жилого посёлка Володарского при заводе, где кроме жилых зданий, был построен клуб металлистов, детские учреждения, бани, прачечная и другие объекты.
Павел Иванович Клишев, как и многие архитекторы 20-х годов, разрабатывает крупные проекты, предназначенные для центров больших городов. Одним из таких проектов в его творчестве стал районный Дворец Труда в Нижнем Новгороде. Как пишет в автобиографии сам Клишев, «этот проект послужил основой дальнейшей разработки другими лицами и строительства здания Канавинского Дворца Труда» (также в Нижнем Новгороде).
Но к этому времени, в связи со спецификой деятельности, Клишев становится во многом подневольным человеком. В соответствии с одним из закрытых распоряжений, он переводится в город Ковров, расположенный между Нижним Новгородом и Владимиром. Пожалуй, работу в Коврове можно назвать одной из вершин творчества Клишева – как по объему, так и по профессиональному мастерству.
Здесь Павлу Ивановичу пришлось выполнять самые разнообразные проекты – начиная с разработки генеральных планов дальнейшего развития крупнейшего в городе завода, и кончая проектами жилых домов, общественных зданий, технических сооружений в самом городе.
В Коврове Клишев стал автором осуществленных проектов зданий для руководства завода (деревянные двухквартирные дома), для рабочих предприятия (восьмиквартирные и секционные дома), пожарного депо, диспансера со стационаром и других. Лучшим в своем творчестве «ковровского» периода сам П.И. Клишев считал здание Клуба металлистов. «Наибольшее удовлетворение мною было получено от всеобщего одобрения составленного в 1928 г. проекта здания Клуба металлистов, — вспоминал архитектор. — После спектакля на торжественном собрании (в день открытия Клуба — С.М.) артисты Малого театра … дали высокую оценку моему проекту-отличное решение акустики театрального зала». Выдающаяся русская актриса Е.Д. Турчанинова обратила внимание на «безотказную работу механически вращающейся сцены театра, декорации, фойе».
К сожалению, это здание, характерное гармоничным взаимодействием объёмов, четко найденным пропорциональным соотношением деталей фасада, было заметно искажено при реконструкции, проведенной в 1970-х годах. И тем не менее, вместе с находящимся напротив четырехэтажным жилым домом, также построенным по проекту П.И. Клишева, оно образует своеобразный микроансамбль, сохранивший колорит эпохи первых пятилеток.
В 1931 году Клишева переводят из Коврова в еще один секретный научно-производственный центр страны – поселок Калининский (позже — город Калининград Московской области; ныне – город Королев). «…Переведен на новую, ударную, приказную стройку – завод №8 имени М.И. Калинина, на должность Главного архитектора завода и главного инженера Управления капстроительства и реконструкции», — пишет в автобиографии архитектор.
Учитывая, что Клишев остался здесь до конца жизни, число реализованных проектов в Калининском-Калининграде превышает сотню наименований. Следует учесть, что многие дома, построенные по проекту Клишева, были деревянными и позднее уступили место капитальным многоэтажным строениям. Однако и сегодня в городе Королеве здания, автором которых является Клишев, представляют собой подлинные архитектурные достопримечательности.
Это относится, в первую очередь, к объекту, обозначенному в авторском перечне как «Жилой дом №20 по Вокзальной ул. с магазином» (ныне ул. Грабина, дом №7)[1]. Это один из ярких примеров архитектуры «переходного» периода, когда в одном здании гармонично сочетаются принципы конструктивизма и освоения классического наследия.
Четырехэтажное П-образное здание[1] обращено к улице двором — курдонером. Поскольку трасса улицы пролегает с южной стороны по отношению к дому, Клишев учел роль основного, южного освещения в восприятии главного фасада. Для создания пластически насыщенного фасада, характерного игрой света и тени, архитектор предусмотрел колоннаду, выполняющую роль галереи по всему внутреннему периметру П-образного объема.
Другим заметным жилым зданием Калининграда стал угловой дом на главной городской магистрали, также возведенный в последние предвоенные годы. Четкая поэтажная структура не только позволила этому дому стать одним из наиболее заметных объектов центра города, но и определила масштаб зданий в соседних кварталах, практическая реализация которых пришлась уже на послевоенное время и стала плодом творчества других архитекторов – коллег Клишева.
Важным этапом творческой биографии Павла Ивановича Клишева стала его деятельность в годы Великой Отечественной войны. Снова обратимся к воспоминаниям архитектора. «С начала войны на меня были возложены особо важные и ответственные задания по выполнению работ оборонного значения, которые вполне успешно, быстро и своевременно были выполнены».
В списке проектов и построек этому этапу посвящено несколько пунктов. Содержание работ отличается разнообразием: здесь и приспособление помещения для госпиталя, и мероприятия по маскировке зданий города, оборудование позиций для активной обороны, и постройка убежищ. В сентябре 1942 года П.И. Клишев «по распоряжению наркома тов. Устинова Д.Ф. был переведен в ЦАКБ на должность начальника Отдела капитального строительства по восстановлению и достройке объектов, прерванных с начале войны». Таким образом, и в конце войны, и в первые послевоенные годы Клишев не только строит, но и проводит крупномасштабные работы по реконструкции зданий и сооружений.
В 1947-49 годах П.И. Клишев проектирует и строит комплекс зданий для Госиноиздата при Совете Министров СССР на Новоалексеевской улице в Москве. Как уже говорилось, этот объект – единственная «чисто московская» страница в его архитектурной практике.
В 1960-е годы, когда роль архитектора зачастую была низведена до «наблюдателя» или «технолога», П.И. Клишев сообщает в автобиографии, что он занимается «привязкой к месту тип. проектов детских учреждений, жилых домов, магазинов и т.п».
Павел Иванович Клишев умер летом 1975 года, лишь нескольких месяцев не дожив до своего 80-летия. Похоронен он на Болшевском кладбище в Калининграде (ныне г. Королев Московской области).
Жизнь и деятельность архитектора Павла Ивановича Клишева служит подтверждением аксиомы о том, что незаурядные архитекторы могли появляться не только в Москве и не только в крупных городах. Павла Клишева вполне можно назвать «провинциальным архитектором» – разумеется, в положительном значении этого слова. Ему удалось, не возводя больших зданий и крупных комплексов, вписаться в масштаб средних городов и поселков, обогатив их постройками высокого профессионального уровня. Творчество мастеров архитектуры, формировавших, подобно Павлу Клишеву, облик российских городов, расположенных вне столицы требует дальнейшего глубокого изучения.
Сергей Мержанов, архитектор
[1] Примечание ред.: В список проектов и построек Павел Иванович Клишев включил и здания, автором проектов которых он является, и адреса тех зданий, в которых реализованы его проекты (либо внутри зданий, либо проведено благоустройство и пр.). Некоторую ясность вносит биография Павла Ивановича Клишева, которую подготовила М.Л. Миронова для сайта ГеоКоролёв.
Сергей Борисович Мержанов
(1959 – 2022)
Лауреат многих отечественных и международных премий, в том числе — Международного фестиваля «Зодчество», Российской Академии архитектуры и строительных наук и других научных обществ, профессор Московского отделения Международной Академии архитектуры, архитектор, специалист по выставочному дизайну Студии «Музей-дизайн» («Музей-Медиа»), член Градостроительного совета при главном архитекторе города Королёва, член совета Королёвского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, журналист, общественный деятель, градозащитник, краевед, историк архитектуры, историк космонавтики, член Некоммерческого партнёрства «Общество некрополистов», консультант сайта «Космический мемориал».