Люди Финского поселка
Житель поселка — Маношкина Галина
Долгое время статья об истории поселка и людях, в нем проживавших в первые годы его существования, лежала в черновиках. Часть материала появилась в газете «Калининградская правда » 19.05.1998 г. под названием «Люди поселка ракетчиков».
Я моложе посёлка всего на один год. Росла рядом с людьми, о которых не писали в газетах, чьи имена не звучали на праздниках и демонстрациях. Они жили скромно, совершая большое дело, — создание космической отрасли. Во многих достижениях мы стали первыми именно благодаря этим людям. О посёлке, о тех, кто жил и живёт здесь, надо писать книги.
Надеюсь, что получу ещё отклики от бывших жителей и потомков первопоселенцев, чтобы, наконец, написать эту книгу, разместив и массу фотографий.
Улица Огарева — Инженерная улица
Так можно назвать улицу Огарева, где поселились руководящие работники НИИ-88: начальники отделов, цехов, лабораторий, групп и секторов. До середины 50-х годов жили в поселке на ул. Огарева: заместитель главного конструктора IV отдела Елисеев Алексей Петрович и старший инженер того же отдела Вайнер Ефим Абрамович; сотрудники отдела «У» Фролова Вера Николаевна, Грузинов Леонид Георгиевич, Селезнев Леонид Петрович. Переехали на другие квартиры Порошин Сергей Никитович, Байковский Петр Никитович, начальник группы СКБ Горбачев Борис Сергеевич, Меркурьев Борис Александрович, главный бухгалтер Карпов Владимир Тимофеевич. Начальник группы IV отдела СКБ Егоров Владимир Федорович работал у Чертока и жил в поселке до 1970 года.
Жили на этой улице Тапильский Лев Николаевич, Янковский Владимир Викторович, Знаменский Владимир Павлович; начальники групп Шумаров Михаил Иванович, Зубрихин Анатолий Николаевич, Кухарев Виктор Федорович, Никитин Павел Иванович; начальники отделов Щербаков Владимир Григорьевич и Болдырев Григорий Григорьевич; начальники цехов Рябов Александр Павлович и Лобов Михаил Гаврилович. Работал старшим инженером у Мельникова М.В. Подколзин Николай Дмитриевич.
Только одна улица Огарева так богата именами людей, позже ставшими известными на всю страну.
Штурман космических кораблей
О том, как заселялась улица Огарева, вспоминает Рефат Фазылович Аппазов:
«Мы с женой несколько раз ходили к этим домам, присматривались к ним, пытаясь угадать, который из них окажется нашим. Однако, в начале 1948 года поползли слухи о том, что некоторые из домов заселены самовольно.
За разъяснением мы обратились к заместителю начальника СКБ Петру Никитовичу Байковскому. Слухи оказались правдой, а Байковский посоветовал вселяться законным жителям. Операцию «Новый год» решили провести ближайшей ночью. Нас, вероятно, можно было принять за каких-то злоумышленников. В ночь «операции» в посёлке было спокойно, сторожей и охраны не было видно. Всё удалось! Мы с женой погрузили на детские санки вязанку дров, пару табуреток, кипу газет, тряпки, кулёк картошки. С этим грузом и вселились в новый дом, показавшийся нам необычайно просторным. Печное отопление, отсутствие канализации нас мало смущало. Было главное – крыша нал головой, кусочек земли да молодость. Примерно так начинали жизнь на новом месте и другие новосёлы в том памятном 1948 году».
Имя автора этих воспоминаний широко известно в научных кругах. О Рефате Фазыловиче Аппазове пиcали в центральной и местной прессе, о нем можно прочитать в книге Б.Е.Чертока «Ракеты и люди». Центральное телевидение посвящало ему передачи.
Рефат Фазылович известен как специалист в области баллистики. Он разрабатывал полетные задания для ракет и космических аппаратов, определял траектории их движения.
Рефат Фазылович родился в 1920 году в Симферополе, окончил в 1946 году МВТУ им. Баумана, был направлен на работу в НИИ-88. Отсюда его в июне 1946 года на полгода командировали в Германию для изучения трофейной ракеты ФАУ-2. Впоследствии молодой инженер, затем известный ученый, участвовал во всех разработках КБ Королева от Р-1 до «Энергии-Буран».
До выхода на пенсию он руководил отделом баллистики. За успехи в работе ученый был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак почета». Рефат Фазылович – лауреат Государственной премии СССР, профессор, 35 лет преподавал в Московском Авиационном институте.
Конструктор бортового оборудования
На той же улице Огарева поселился ещё один участник операции «Новый год», интересный человек с большим чувством юмора, оптимист – Лев Борисович Вильницкий. Он из Кировограда, в 1940 году окончил Московский институт химического машиностроения, а в июне 1941 года военкомат направил его в Академию химзащиты. Во время войны Академию эвакуировали в Узбекистан, в Самарканд. Из Академии Лев Борисович был направлен в Иран, где служил два года. После Ирана его путь лежал на фронт. После демобилизации Вильницкий приехал в наш Калининград и работал в КБ Костина.
В составе группы инженеров – Костина, Черемухина, Садовского, Удоденко и техников Морозова и Митяева полгода пробыл в Германии, в Берлине. В задачу этой группы входили поиск документов, чертежей, их перевод на русский язык, пересылка домой.
После возвращения в октябре 1946 года в Калининград Лев Борисович работал в ОКБ-2 над зенитными ракетами, а с 1950 года – над ракетами дальнего действия С.П.Королева. Вильницкий руководил проектированием, освоением и эксплуатации рулевых машин приводов, стыковочных механизмов, гидравлического и электромеханического оборудования ракет и космических аппаратов.
Лев Борисович награжден тремя орденами Красного Знамени. Работал он с С.П.Королевым, С.П. Охапкиным, В.П.Мишиным, но больше всего трудился под руководством Б.Е.Чертока, который в своей картине «Ракеты и люди» посвятил Л.Б.Вильницкому немало теплых слов.
Конструктор геофизических ракет
В июне 1946 года в наш город прибыл Александр Матвеевич Петряхин. За его плечами уже были годы учебы в Свердловском политехническом институте, армия, война. Первое время он вместе с женой Валентиной Владимировной жил в Перловке.
В 1948 году в компании с Аппазовым и Вильницким ночью вселялся в новый дом. Стола и стульев у семьи Петряхиных не было. Стол заменял мешок картошки, торжественно водруженный в центре комнаты. К весне от «стола» ничего не осталось. Дом им достался с большими щелями. Вечером, вернувшись с работы, хорошенько топили печь, но за ночь тепла как не бывало!
Александра Матвеевича направили в отдел № 3, к С.П. Королеву, о котором Петряхин ничего не слышал и долго не встречал, так как начальник отдела находился в Германии.
Группа С.П. Королева привезла с собой из Германии ракеты и документацию на них. После сборки, комплектации и проверки 11 ракет ФАУ-2 осенью 1947 года их на спецпоезде отправили на Государственный центральный полигон Капустин Яр, располагавшийся в девяноста километрах от Сталинграда.
А.М.Петряхин прошел путь от старшего инженера, занимавшегося исследованием верхних слоев атмосферы с помощью геофизических ракет, до ведущего конструктора этих ракет.
Александр Матвеевич награжден орденом Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и многими медалями.
А работать приходилось по шестнадцать часов в сутки. С.П.Королев сам уходил домой к ночи и от других требовал того же.
Прожита жизнь, большая, красивая, но её можно вместить в три слова: работа, работа, работа.
Через стенку с Петряхиным жил Карегин Сергей Александрович, который познакомился с Королёвым ещё в Казани, где на аэродроме во время войны проводились испытания самолета ПЕ-2 с реактивным ускорителем. Вновь встретились в 1948 году в Москве на улице Горького. Посетовал Сергей Александрович, что вернувшись, домой в Москву, обнаружил свою комнату занятой другими людьми. С.П. пригласил его работать в Подлипки.
Многие годы С.А.Карегин проработал в ОКБ-1 на испытании реактивных двигателей конструкции М.В. Мельникова.
Данилов Евгений Прохорович
В доме на углу улицы Огарева и Чайковского живёт семья Даниловых. С теплотой и любовью его сын показывал мне автобиографию и дневник, написанный рукой отца.
Из автобиографии:
«Родился в 1905 году в семье почтового служащего. В 1918 г. умер отец и я вынужден был переехать из Самары в г. Кошки Самарского уезда к сестре, которая там учительствовала. В 1927-28 г.г. был призван на действительную военную службу, которую проходил в 84 стрелковом полку 28 горской дивизии Северокавказского военного округа…В 1929 г. поступил в Ленинградский государственный университет, который окончил в 1933 г. по факультету математики и механики. По разнарядке был направлен на работу в авиационную промышленность, где работал на заводе № 39 (г.Москва), № 125 (г.Иркутск), № 18 (г.Воронеж)…В Воронеже окончил Лесохозяйственный институт и перешел на работу в лесхоз. В 1943 г. призван в действующую армию третьего Украинского фронта. Был ранен, демобилизован из армии в декабре 1945 года и поступил на работу в ОКБ завода № 70 им. Владимира Ильича в г. Москве. В 1947 г. награжден орденом Красной звезды.
В мае 1946 г. был командирован в составе правительственной комиссии Устинова Д.Ф. в Германию для изучения ракетной техники. Из командировки возвратился в декабре 1946 г. и по указанию ЦК КПСС был переведен на работу в Министерство оборонной промышленности, в НИИ-88, где проработал до выхода на пенсию».
Из дневника:
« 17.05 .46 г. Выехали с Мосоловым и Козловым на Внуковский аэродром. В 8час. 10 мин. вылетели в Берлин, в 15час 15 мин. приземлились.
18.05.46 г. Впечатление от разрушений потрясающее. Берлин и пригороды по красоте и порядку не идут в сравнение со всем ранее виденном. Вечером были в кино.
19.05.46 г. Выходной день. Поездка на экскурсию в Потсдамский парк и центр Берлина, осмотрели Рейхстаг. Около Рейхстага целый базар. Велосипед стоит 2000 марок, золотые часы — 3400 марок, чулки дамские — 130 марок.
20.05.46 г. Не работали в виду отсутствия машин для поездки в штаб Гайдукова. Сегодня в нашу партию включился Елистратов Леонид Алексеевич. Получили деньги в счёт командировочных по 3000 марок. День прошёл без пользы для дела.
29.05.46 г. Были в Берлине. Просматривали имеющийся там комплект чертежей, делали выводы и заключения, а, в общем, сплошная баланда. Дело склоняется к скорому выезду. Хотелось бы остаться здесь ещё на 1-2 месяца. Поступили вместе с Козловым в распоряжение Крупнова.
4.05.46 г. Переехали в Берлин на частные квартиры. Продолжаю изучение языка в домашней обстановке – с хозяином квартиры. Успехи имеются.
26.06.46 г. Из дому писем ещё не получил. Болит душа за дом, там, думаю, остались без карточек и без денег».
В 1933 году женился, а в 1943 овдовел, оставшись с тремя детьми – 8, 6, и 4-х лет. В 1947 году переехали в Подлипки вместе с родителями жены. Работал начальником группы отдела №3, затем начальником сектора. Умер в июне 1967 года.
Волкова из дома Вейнрауба.
Проходя по Финскому посёлку, по улице Лермонтова, нельзя не обратить внимания на необычный дом: большой, бревенчатый, с мезонином. Удалось познакомиться с человеком, который живет в этом доме с 1925 года. Как же так?
Оказалось — все просто: дом был перевезён в посёлок после войны, а его обитательница Мария Францевна Волкова, в девичестве Мимих/Нимих, переехала вместе с ним.
Интересная судьба семьи старейшей обитательницы дома по улице Лермонтова постепенно открывалась в беседах и со страниц семейных альбомов.
Родилась Мария в Ярославской губернии в 1921 году. Но волей судьбы в тот же год переселилась вместе с мамой в Подлипки. Мама Марии работала телефонисткой. Отца Маша не помнит. Ей его заменил рабочий – шлифовщик завода №8 Андрей Евдокимович Евдокимов.
Первое время семья из пяти человек ютилась на чердаке одного из домов посёлка. Отчим Марии обратился по этому поводу к директору завода. В этот же день было подписано распоряжение о предоставлении семье Евдокимова половины дачи, принадлежавшей когда-то самому А.Я. Вейнраубу. Это строение располагалось на углу современных улиц Циолковского и Карла Маркса. Вся жизнь Марии Францевны удивительным образом переплетена с историей нашего города. Мало того, что она жила в доме Вейнрауба, бывшего владельца посёлка Ново – Перловка, она ходила в школу, располагавшуюся в здании, построенном английской компанией «Бекос» («Былое и думы» № 17 в КП от 02.04.98).
Закончив школу в 1939 году, Мария стала работать пирометристом (измеряла температуру плавки) на заводе № 8, в цех № 12, где тогда трудился формовщиком Николай Павлович Корсаков, будущий Герой Советского Союза.
Началась война, и Мария пошла работать в московский госпиталь № 1857, где ей очень пригодились знания, полученные на курсах сандружинниц, которые девушка закончила без отрыва от основной работы. Воевала Мария на боевых орудиях, изготовленных её родным заводом.
Перед окончанием войны дивизию направили на Дальний Восток, в Уссурийск. Мария Францевна на всю жизнь запомнила эту необыкновенную поездку через весь Советский Союз. Поездка длилась 27 суток. Почти всё время она проводила на платформе, любуясь необыкновенными просторами Родины. Перед её глазами прошли Уральские горы, могучий Байкал, бескрайняя дальневосточная тайга.
Вернулась зенитчица домой в ноябре 1945 года. Не всех она застала в живых. Отчим, тоже воевавший, погиб в 1944 году, защищая свой родной Ленинград.
Началась мирная жизнь, работала сначала в ЦАКБ В.Г.Грабина, потом у С.П.Королева.
Большим увлечением в жизни Марии Францевны была охота. Вместе с мужем она охотилась в лесах Новгородской области на белку, зайца, дичь. Друзья семьи, приезжая в гости, могли попробовать зайца в вине, приготовленного по особой технологии, жаркое из дичи.
В доме Марии Францевны жила на заслуженном отдыхе охотничья собака по кличке «Пчелка». Жил в гостеприимном доме и ослик Яша, подаренный космонавтом Лебедевым. Попал ослик к Марии Францевне в возрасте четырех месяцев, а когда подрос, однажды защитил свою хозяйку.
Дело было так: Мария Францевна и Яша гуляли в лесу. На хозяйку пытался напасть пьяный мужчина. Почуяв неладное, Яша встал на дыбы и укусил злоумышленника.
Взрослое животное трудно было содержать дома, пришлось отдать Яшу в Москву Юрию Никулину. Мария Францевна, наведываясь в цирк, привозила ослику рюкзаки свежей травы.
Семья заслуженных учителей.
В доме № 15 на ул. Герцена вместе с семьей жил Алексей Николаевич Пьянков. Он участник боёв на озере Хасан, Финской и Великой Отечественной войн.
Служил Алексей Николаевич в составе знаменитой четвертой гвардейской Апостольско-Венской дивизии офицером связи. Он прошел путь от Минска до Вены, награжден орденами и медалями. В нашем городе А.Н.Пьянков жил с 1939 года, работал учителем математики в школе № 3. В том же 1939 году его призвали в армию, а вернулся он в город лишь в 1945 году, но не в школу, а в ремесленное училище №3, где он преподавал математику и был заместителем директора Мельникова В.А..
Городу требовались технические кадры. Поэтому вместе с начальником ОК НИИ-88 тоже Мельниковым, но Евстафием Александровичем — он же директор техникума – занимался организацией и становлением Калининградского механического техникума. В 1951 году после открытия дневного отделения перешел полностью на работу преподавателем математики. Через его, так сказать, руки прошло около 25 тысяч человек. За партой в техникуме сидели многие жители поселка. Учительский труд А.Н.Пьянкова был отмечен в 1968 году званием «Заслуженный учитель школы РСФСР» и медалью «За доблестный труд».
Имя Серафимы Венедиктовны Золотавиной, жены Пьянкова, не менее известно. Она тоже заслуженный учитель школы РСФСР, преподаватель географии.
Работала Серафима Венедиктовна в школах №1 и №4. Её педагогическая деятельность – пример живого творческого отношения к делу. С.В.Золотавина понимала значение изучения родного края, и умело применяла на уроках материал по краеведению. Она устраивала экскурсии по городу и его окрестностям, давала открытые уроки, читала лекции по истории нашего города на избирательных участках, в общежитиях, на предприятиях, в областном Институте усовершенствования учителей.
В 1966 году её избрали делегатом Всероссийского съезда учителей. С.В.Золотавину можно считать первым краеведом города, который в год её приезда (1939) во многом ещё напоминал дачный поселок.
Детский дом*
* по материалам статей в Калининградской правде от 4 января 1998 г. «Поселок ракетчиков» и от 5 декабря 1998 года «Детский дом в Подлипках»
Интересной страницей в истории поселка было создание в нем детского дома. Предполагалось использовать его для коммунальных служб. Но жизнь внесла свои коррективы.
Решение о его создании было принято в 1948 г. детским сектором профкома НИИ-88, которым заведовала Нина Степанова. Дом создавался для помощи многодетным сотрудникам института. Потом в него стали принимать сирот и беспризорников. Дом разделили на две равные половины: в одной жили 30 девочек, в другой – 32 мальчика. Об их жизни рассказала бывшая воспитанница детского дома Валентина Федоровна Давыдова:
«В доме нас окружили заботой и вниманием. Послевоенные годы были трудными, голодными, но мы это не ощущали. Кормили и одевали нас хорошо. У нас была красивая повседневная и праздничная одежда. Праздничные платья для девочек сшили из модной тогда ткани – креп-жоржета. Зимой мы носили пальто синего цвета. А вот отличников решили выделить и одеть в пальто красного цвета, но видимо при этом не учли особенности детской психологии. Мне, как отличнице, пришлось самой убедиться в этом. В первый же день меня из-за красного платья поколотили и свои и чужие ребята. Наверное, они решили, что я задаюсь. Больше я красное пальто никогда не одевала».
Заведовала детским садом Евдокия Леонтьевна Васильевна, воспитателями работали Вера Николаевна Мельникова, Мария Гавриловна Шашина, Елизавета Михайловна Воронина, Фаина Георгиевна Углова. Они возили их в Москву по театрам и музеям. Побывали с ними в Третьяковке, Пушкинском музее, Горках Ленинских и других интересных местах, были даже на новогодней елке в Колонном зале Дома Союзов.
Детей готовили к жизни. Девочек учили вязать и пользоваться швейной машинкой. Старшие девочки учились играть на фортепьяно, а мальчики изучали столярное и слесарное дело. Рядом с домом был сад. Дети учились выращивать овощи, ухаживать за цветами и фруктовыми деревьями. С начала учебного года детдомовцы посещали городские школы. Обучение тогда было раздельным. Поэтому они учились в разных школах. Мальчики – в школе № 1, а девочки – в школе № 3, где теперь располагается администрация. На занятия ходили пешком вдоль узкоколейки. Летом воспитанники детдома отдыхали в пионерских лагерях предприятия.
Детский дом существовал до 1954 года. Его переделали под детский сад, в котором детей можно было оставлять на неделю. Ведь многим сотрудникам приходилось работать два и даже три дня подряд. После закрытия детдома старших воспитанников направили в техникумы и училища. Младших детей передали в Красногорский детский дом.
Детдомовцы продолжали поддерживать дружбу, а в год тридцатилетия создания дома состоялась встреча бывших воспитанников. На память о встрече сделана фотография.
На снимке: Встреча воспитанников и сотрудников детского дома в 1978 году по случаю тридцатилетия со времени его создания. В первом ряду слева направо воспитатели М.Г. Шашина, Е.М. Мельникова, зав. детским сектором Н.Ф. Степанова, няни Полина и Ефросинья. В последнем ряду воспитатель Ф.Г. Углова. Фото из архива В.Ф.Давыдовой.
Галина Маношкина