Аэродром в Подлипках или находки в лесу
Как часто бывает, что какая-то находка станет толчком, поводом призадуматься о её назначении, исследовать её судьбу, покопаться в просторах интернета. Вот тогда и появляется подобная история, автором которой стал пенсионер, бывший сотрудник КБХимМаш, Иванов Алексей Владимирович, ипытатель измерительных систем. Не будем судить о ней строго…
Заинтересовался я вопросом аэродрома в Подлипках еще в детстве. В конце шестидесятых, пацаны с наших дворов, которые недалеко от Лосиного острова, любили полазить по лесу – и не далеко и интересно! И вот как-то мы с братом в кустах лесочка за КБХимМашем нашли что-то явно военное.
Но вот только оно было не железное, а бетонное. Поковырялись и спрятали в кусты погуще, чтобы никто из других пацанов не позаимствовал нашу находку. В те времена было принято всей семьей по выходным делать в наш лесок вылазки. Правда выходной был только один – воскресенье, но мама и папа брали нас, вручали рюкзачки, в которых были бутерброды и бутылки с соком, и на весь день в лес – поиграть на полянке в футбол или волейбол и посмотреть на природу! И вот в одной из этих вылазок мы показали папе наше «сокровище», он был бывшим летчиком и сразу определил, что это бетонный муляж авиационной бомбы, которую использовали для учебных бомбометаний. А когда мы удивились, откуда она взялась в нашем лесу (у нас что здесь полигон что ли!) первый раз услышали что – да – полигон и вправду был, только артиллерийский, а бомба скорее всего с аэродрома, который как раз находился на просеках и полянах между забором КБХимМаша и лесной деревней. Так мы первый раз услышали, что в нашем лесу был аэродром!
Потом мы нашли лопасть НАСТОЯЩЕГО воздушного винта!
Подробности тогда взять было неоткуда, лишь теперь, спустя пятьдесят лет в интернете удалось найти некоторые сведения, которые и хотелось бы вам рассказать про аэродром в Подлипках.
Оказывается аэродром в Подлипках был и появился еще в 1930-х В 30-е годы в Калининграде были размещены два секретных предприятия – завод №38 Л.В.Курчевского – создателя первого в мире динамореактивного безоткатного артиллерийского орудия и авиационное КБ-29 В.А. Чижевского, занятое разработкой самолёта для кругосветных авиаперелётов. КБ-29 было сформировано на базе Особого технического бюро (Остехбюро), коллектив которого был переведен в Подлипки в 1932 году. Летно – испытательная станция (ЛИС) КБ-29 занималась испытанием и совершенствованием бомбардировочного вооружения в интересах Наркомата оборонной промышленности (НКОП). В.А. Чижевский сам выполняет тренировочные полеты. Одновременно в этот период в КБ-29 организовали бригаду «З» конструктора В. С. Вахмистрова по подвесным самолетам и конструкторскую бригаду «Д» Привалова, которая занималась разработкой и испытанием различных подвесок и сбрасываемых грузов с самолетов на парашютах и без них. В течение 1938 г. в Подлипках продолжились работы по проектированию БОК-7, БОК-11, БОК-15. В конце года Чижевский начинает проектирование пассажирского варианта бомбардировщика ДБ-3, оборудованного гермокабиной. В конечном результате ни один из вариантов не был реализован. Но Летно – испытательная станция была и как раз ее следы мы и нашли в лесу за КБХимМашем!
С 1939-го по март 1940 года в авиационном Центральном Конструкторском бюро № 29 (ЦКБ-29) НКВД СССР работал Анатолий Владимирович Ершов, а затем в организованном в марте 1940 года на базе ЦКБ-29 завода опытного самолетостроения № 289 Наркомата авиационной промышленности СССР — производственной базы КБ под руководством Павла Осиповича Сухого, располагавшейся недалеко от станции «Подлипки-дачные» в черте города Калининграда (ныне — города Королёва) Московской области. Здесь Анатолий Владимирович Ершов принимал участие в создании самолётов БОК-1, БОК-7, БОК-8 конструкции Владимира Антоновича Чижевского.
После начала Великой Отечественной войны, 17 ноября 1941 года Анатолий Владимирович Ершов ушел на фронт.
Из книги старожила нашего города Анатолия Владимировича Ершова «С огоньком по жизни» (сборник очерков):
КБ-29 формировалось в четвертом квартале 1937 года на территории Центрального испытательного аэродрома наркомата обороны СССР.
Главный конструктор КБ-29: выпускник военно-воздушной академии Н.Е. Жуковского авиаконструктор Владимир Анатольевич Чижевский.
Заместитель ГК – инженер Николай Никитович Каштанов.
Главный инженер – Евгений Алексеевич Иванов.
Работали инженеры: Б.И. Карманов, В.А. Семенов, А.И. Шилов, А.Я. Щербаков, А.И. Привалов.
В КБ пришел Владимир Сергеевич Вахмистров – руководитель бригады.
Пришли опытные инженеры: В.И. Синельщиков, И.П. Евстигнеев, А.И. Чуркин, Н.И. Быков, Г.Г. Корытов, В.С. Петров.
Начальник отдела капитального строительства – Илья Алексеевич Лебедев.
Начальник снабжения – Николай Михайлович Бормонтов.
Для главной сборки было приспособлено помещение одного из ангаров аэродрома.
После первомайских торжеств 1938 года личный состав аэродрома был передан в штат КБ. Для проведения испытания боевого оружия предназначалась Летно-испытательная станция на Софринском аэродроме, начальник — лётчик Александр Васильевич Краснощеков.
Лётчики-испытатели: Николай Демьянович Фиксон, Михаил Захарович Логинов, Николай Петрович Морин, Андрей Петрович Иванов (секретарь партийной организации до осени 1938), Николай Федорович Попов (первый учитель Чкалова, награждён орденом Красной Звезды).
Авиатехник Гриша Нестеренко секретарь комсомольской организации (после войны работал в НИИИТе председателем профкома).
Начальник отдела кадров И.Н. Бутман в производственных цехах КБ организовал подготовку из числа местных подростков соседних городов и районов Подмосковья будущих рабочих предприятия.
Деятельностью КБ-29 очень интересовался прославленный лётчик Михаил Михайлович Громов, который периодически приезжал в Подлипки с боевыми товарищами Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым. На сборке самолёта В.А. Чижевского Громов проворно садился в кабину и делал свои замечания, направленные на обеспечение надёжности и повышение боевых качеств машины. Михаил Михайлович особо заострял внимание на обеспечение защиты лётчика и создания ему наибольшего обзора для наблюдения. Неоднократно приезжали лётчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова. В праздник Советской авиации в 1938 году лётчик Н.Д. Фиксон на самолёте У-2 летал над посёлком Подлипки с пассажирами.
В декабре 1938 г. при подготовке ежегодной справки о состоянии и возможностях производства указывалось, что КБ-29 состоит из производственных мастерских (слесарно – механический, деревообделочный, дюралевый и сборочный цеха) с общей численностью персонала 600 человек. В пояснительной записке к указанной справке Чижевский сетовал, что снабжение его организации ведется по нормативам, применяемым к небольшим конструкторским бюро, а ЦК Союза авиапромышленности относит КБ-29 к производственным предприятиям. Поэтому для повышения качества и эффективности постройки самолетов он просил переименовать КБ-29 в отдельный завод. В январе 1939 г. Чижевский последний раз в качестве руководителя докладывает о состоянии работ. К началу 1939 КБ создал первый опытный боевой самолет. Испытывали Фиксон и Каштанов. Успешно.
Во время войны на аэродроме Подлипки базировались части ПВО, охраняющие Москву.
Добавлю, что недалеко – в Мытищах, располагался Дом Отдыха работников Авиационной Промышленности. Вот отрывок из воспоминаний нашего легендарного авиаконструктора А.С. Яковлева (отрывок из его книги «Цель жизни»):
«Летом сорок первого года я жил в подмосковной дачной местности Подлипки. Здесь в чудесном сосновом бору находился дом отдыха работников авиационной промышленности.
Работу в наркомате мы обычно заканчивали поздней ночью, и часто в Подлипки я попадал уже на рассвете. Прелестями дачной жизни, по правде говоря, удавалось наслаждаться только в воскресенье, да и то не всегда»
Вот так и получается, что наши «Ворота в Космос», как и положено, начались с Авиации! И теперь не удивительны наши детские находки в лесу за КБХимМашем.
13 -аэродром в Подлипках https://historykorolev.ru/archives/2374 Немецкие съемки города. В центре аэродром
Иванов Алексей Владимирович
Основные источники:
- Сайт ЮБиК http://yubik.net.ru/blog/2018-01-28-1075
- А.Яковлев — «Цель жизни»
Во время ВОВ на описываемом аэродроме в Подлипках размещался аэродром ставки верховного Главнокомандования, откуда в «глубокий тыл противника и к партизанам забрасывались новые подкрепление и боеприпасы». Воспоминания Б .А. Арутюнова. ВРИО начальника аэродрома в 1941 г. Источник: Мытищи. Путь к победе. — Мытищи. 2015 г. Недаром г. Мытищи считался в то время центром партизанского движения и на главной площади города (Вокзальной) в 1944 г. был установлен памятник Белорусским партизаном (демонтирован из-за ветхости на кануне Олимпиады в 1978 г.). Мой отец, Егоров Степан Михайлович — политрук одного из партизанских отрядов им. Фрунзе вблизи г. Освея Белоруссия, вспоминал, что к ним часто прилетали самолеты с подкреплением, продовольствием и боеприпасами из Мытищ. Город Калининград (ныне Королев) и его окрестности до 1961 г. входили в состав Мытищинского района Московской области. Жители городов Мытищи и Калининграда призывались на войну из одного военкомата в современном районе Мытищ Леонидовка (ул. Попова). На месте военкомата сейчас установлен памятник-штык.
Дом отдыха работников авиационной промышленности, о котором идет речь в статье, — существующий и поныне санаторий «Подлипки» (Ярославское ш. вл. 149). К сожалению, по информации сотрудников санатория, он закрывается с ноября 2021 г. для реконструкции или сноса под многоэтажную застройку.
Снимок немецкой аэрофотосъемки, приведенный в статье, развернут на 90 по часовой стрелке относительно реальных сторон света. Крупная магистраль, идущая с лева направо снимка — Ярославское шоссе. А его ответвление вниз под углом 45 град — нынешняя Пионерская улица.