Что ЦРУ было известно в 50-х о Калининграде и Болшево

ЦРУ выкладывет некоторые свои архивы в сети. Я узнал про это по наводке моего френда dennism, который выложил аналогичные сведения про свой город Фрязино «Фрязино на карте ЦРУ 1950 года». И вот, пожалуйста, читайте про Калининград. Я перевел, как смог, текст (не ругайте за неправильные куски, лучше укажите на ошибки, я поправлю). Исходный текст содержит много купюр, я обозначил их в переводе квадратными скобками.

Должен сказать, что ЦРУ не обладало какими-то особо ценными сведениями о работе НИИ-88 и завода № 88. Много этих сведений было получено от немецких специалистов, работавших там в конце 40-х — начале 50-х годов. Остальное было записано по наблюдениям из окон электричек и автомобилей на Ярославском шоссе. Привязать изложенные сведения к существующим ныне объектам я предоставляю френдам и читателям моего ЖЖ.

Карта Калининграда. ЦРУ.
17 февраля 1954

Центральное разведывательное управление
Информационное сообщение
Секретно

Страна СССР (Московская область)
Тема район Калининград/Болшево
Дата 17 февраля 1954

Введение

[ ] почва в районе Калининград/Болшево — песчаная, позволяет культивировать картофель и кукурузу, скорее в индивидуальных хозяйствах, чем в колхозах.
[ ] Три летних месяца июнь, июль и август жаркие, как в тропиках. Однако бывают ночные заморозки в сентябре и мороз в начале октября. В длинную зиму температура падает до -35°С. Потепление происходит не позднее середины апреля; часто праздник 1 Мая совпадает с первыми теплыми и солнечными днями в году.

Обозначения к рисунку

1 — Электрифицированная двухпутная железная дорога от Ярославского вокзала Москвы через г.Бабушкин. Поезда по этой линии ходят часто, каждые полчаса и даже еще чаще; они содержат от 6 до 8 вагонов, которые более вместительные, чем немецкие вагоны и, возможно, длиннее. [ ] Рельсы уложены на песчаной почве и незначительно возвышаются над окружающим ландшафтом. [ ] дороги пересекаются на одном уровне. [ ] у станции Мытищи к востоку от дороги расположен очень большой завод, тянется приблизительно 500 метров. На территории завода наблюдается большое количество бронировнной техники, по большей части ржавой. (Примечание: Это несомненно упоминаемый в вопроснике по СССР сборочный завод вагонов и моторов соответственно. [ ]) Мытищи — это город с населением не менее 15 тыс. Это один из нескольких довольно больших городов с железнодорожной станцией. Город достаточно известен, поэтому на рисунке он не показан.

2 — Продолжение упомянутой выше двухпутной ж.д. в сторону Пушкино и Загорска.

3 — Железнодорожная ветка в Монино через Подлипки и Болшево, которая также электрифицирована, имеет два пути до Болшево. От Болшево до Монино один путь. По этой ветке интервал движения поездов 45 минут — один час. Информация по станциям Подлипки и Болшево имеется в пунктах (14) и (15) ниже.

4 — Ж.д. ветка от Болшево до Фрязино, однопутная. Электрофицирована в 1947 году, ранее использовалась как грузовая.

5 — Магистральная дорога из Москвы в Ярославль через Мытищи, Пушкино и Загорск. Хорошо построенная дорога приблизительно 8 метров шириной, имеет щебеночное покрытие. [ ] не имеет сезонных ограничений по климатическим условиям. Пешеходы движутся по обочине дороги; тротуар отсутствует.

6 — Дорога в Болшево. Ответвляясь от главной дороги, эта дорога имеет сначала щебеночное покрытие, но потом становится хуже и вблизи Болшево находится в плохом состоянии. Построенная как двухпутная, зимой становится однопутной; когда встречаются два автомобиля, один из них вынужден выехать за пределы дороги в глубокий снег.
Деревянный мост через реку Клязьма (которая имеет ширину около 15 метров) находится в таком плохом состоянии, что немцы, которые ездили на автобусе через Болшево на завод № 88 в Подлипках, всегда выходили из автобуса и он ехал через мост пустым. Небольшие пешеходные мостики через Клязьму часто разрушены, потому что зимой их разворовывают на дрова.
Болшево насчитывает около 5-6 тысяч жителей, хотя он покрывает площадь вокруг Клязьмы. За некоторым исключением все здания выполнены из дерева, а крыши покрыты железом, включая станцию Болшево, почту и пожарную команду. Имеется две церкви, одна из них используется для богослужений, а другая частично разрушена; обе находятся вблизи ж.д.станции. Имеется довольно большая прядильная фабрика вблизи Клязьмы, Трех-четырех этажные корпуса из красного кирпича, около тысячи рабочих.

Еще одно промышленное предприятие в Болшево, тоже вблизи Клязьмы, механический завод неизвестного назначения, работает около 100 рабочих. Немецкие технические специалисты располагались в бывшей царской резиденции, которая впоследствии использовалась как санаторий для деятелей кинематографа.

7 — Новые сооружения, приблизительно 50х50 метров и 20 метров высотой, на заводе № 88 в Подлипках, не достроены до конца [ ] Огромное сооружение из стали без перекрытий от земли до крыши; [ ] сооружение может быть использовано для вертикальной сборки ракет V-2, эта технология была использована немцами в Пенемюнде (длина ракеты — 14 метров).

8 — Серый железный остов, очень старый и выглядящий полуразрушенным.

9 — Трехэтажное офисное здание длиной 60-70 метров, шириной метров 15. На первом этаже довольно большие залы, тогда как второй этаж разделен на меньшие помещения. Немцы работали в этом здании; [ ] им не было позволено посещать другие здания на территории завода.

10 — Двухэтажное офисное здание, где работают около 100 или больше советских инженеров и конструкторов.

11 — Некоторое количество больших ангаров, некоторые из них до 150 метров длиной и до 40 метров шириной. [ ] (серийное) производство управляемых ракет может быть организовано в упомянутых выше ангарах, [ ] на дворе большие насосы, похожие на используемые в нефтяной промышленности. [ ] погрузка вагонов на подъездном пути. (Примечание: Всеупомянутые выше здания (7) — (11) являются частью завода № 88 и расположены на площади около 800х800 метров. Все это огорожено двухметровым забором, охраняется военизированной охраной (среди неё много женщин), которая патрулирует эту территорию, как написано в вопроснике по СССР. Главный вход на завод находится между зданиями (9) и (10); то есть на дороге Москва-Ярославль, доступ на завод предоставляется по пропускам, которые периодически обновляются. [ ] Завод № 88 был первоначально орудийным, в 1941 году был эвакуирован за Урал [ ] На заводе работает 6-8 тыс. рабочих; [ ] только в одну смену.
{прим. переводчика: из-за купюр текста неясно, то ли завод работает в одну смену, то ли в одну смену работает до 8 тыс. рабочих}

12 — Ж.д.ветка, на которой несколько месяцев летом 1947 года стоял испытательный поезд А4. Он был темно-зеленого цвета и состоял из 10 вагонов.

13 — Небольшой военный аэродром, примерно 1х1 км, возможно не используется. [ ] На северной границе аэродрома несколько деревянных бараков, где работали несколько немецких слесарей и механиков. [ ]

14 — Ж.д.станция Подлипки. [ ] местности или населенного пункта с таким названием в окрестностях нет. Подлипки — это просто наименование ж.д.станции Калининграда, центр которого находится в 2-3 километрах к югу от станции. Сама станция Подлипки представляет собой деревянное сооружение, в котором имеются билетная касса, ресторан и парикмахерская. Имеются деревянные платформы по обеим сторонам ж.д.линии и деревянный мост через неё. Железнодорожных мастерских нет. К югу от ж.д.линии отходят 2 или 3 подъездных пути, показанные на рисунке, имеется временный склад (около 150 метров длиной) материалов, привезенных из Германии, таких как металлические листы, трубы, железные решетки и т.д. Чуть дальше, чем путь, ведущий от станции в город, [ ] современный город с большим числом квартир. Построенные из бетона и побеленные, с железными крышами, эти кварталы выделяются среди деревянных домов. Трехэтажные дома выглядят необычно для СССР, так как все квартиры имеют балкон. В Калининграде проживает около 15 тыс. жителей, имеется несколько школ, большая больница и несколько превосходных ресторанов.

15 — Станция Болшево примерно такая же, как Подлипки. [ ]

16 — Два механических завода [ ] Оба завода обнесены высокими деревянными заборами. Около одного из них большая статуя Ленина.

17 — Многочисленные каменные сооружения, напоминающие бараки, возможно военный полк. В нем необычно большое количество офицеров. Хотя территория обнесена деревянным забором, немцы, которые дважды в день проезжали тут на автобусе, мельком один или два раза видели ракету V-2 и таким образом пришли к выводу, что военные, обитающие тут, обучаются и тренируются в обращении с управляемыми ракетами.

18 — Канал Москва-Волга, [ ] не искусственный водный путь, как представляется из названия, используется для водоснабжения. [ ] по крайней мере на территории Калининграда и Болшево вода течет по трубам на глубине 4 метра под землей. Трубы покрыты насыпью шириной 12 метров, высотой 5 метров. Насыпь покрыта растительностью, дорога из Подлипок в Болшево (см. п.6) проходит над ней. Военные наблюдают и патрулируют «канал».

 

Источник: http://kko-ckp.livejournal.com/45992.html

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. 16:23 22 января, 2017

    […] Недавно ЦРУ опубликовало данные разведки за многие годы, в т.ч. о Подлипках. Постепенно я буду брать самые интересные файлы, переводить и публиковать здесь или на сайте История Королёва. За вдохновение спасибо пользователю ЖЖ , который написал пост Что ЦРУ было известно в 50-х о Калининграде и Болшево, который краеведы продублировали на своём сайте История Королёва. […]

Добавить комментарий