Место погребения – Баренцево море
Мемориал Славы города Королёв. На двенадцатой плите мартиролога выбита фамилия и инициалы одного из более двух тысяч наших земляков, ушедших и не вернувшихся с Великой Отечественной войны: Кондрашов М.Г. Что нам известно об этом бойце? И почему я пишу именно о нем? Дело в том, что на интерактивной карте захоронений наших земляков на сайте «Книга памяти города Королева» это самое северная точка. Является ли это захоронением в общепринятом понятии – судить читателю. Попробуем по возможности восстановить его боевой путь.
Вот сведения из объединенного банка данных Министерства обороны «Мемориал»:
Кондрашов Михаил Гаврилович. Родился в 1917 году в Московской области, Михайловский сельсовет. Призван Мытищинским РВК. Последнее место службы: Северный флот, эсминец «Деятельный». Звание: старший краснофлотец. Погиб 16 января 1945 года.
Попытался найти более подробную информацию. Оказалось, что Михаил Гаврилович проходил службу на одном из легендарных эскадренных миноносцах типа «Новик», а именно на «Урицком». Впрочем, это название корабль получил в 1922 году, а построен он был еще до революции, и носил имя «Забияка». Не буду подробно описывать боевые подвиги корабля, скажу лишь то, что в июле 1942-го он вышел на поиски остатков конвоя PQ-17 (вспомним известный роман В. Пикуля). Результат: обнаружены 5 британских и один советский транспорты.
О боевом пути корабля, равно как и члена его экипажа Кондрашова, можно судить по наградному листу командира отделения трюмных машинистов эскадренного миноносца «Урицкий», старшего краснофлотца Кондрашова Михаила Гавриловича для награждения орденом Красной Звезды:
«Является участником 45 боевых операций, из них 27 конвоев в количестве 123 кораблей Советского Союза и кораблей союзников с военно-промышленными грузами для Красной Армии, 2 минные постановки на коммуникациях противника. Корабль имел боевые соприкосновения с кораблями и авиацией противника, при этом сбито 3 вражеских бомбардировщика и один поврежден». Приказ на награждение был подписан 7 ноября 1943 года.
После этого Михаил Гаврилович служил на эсминце «Деятельный». Причины и дата перевода на новый боевой корабль мне не известны. Возможно, это связано с частыми ремонтами «Урицкого», так с 26 ноября 1943 по 30 мая 1944 он проходил текущий ремонт.
Причина гибели «Деятельного» изучена достаточно подробно и приведена в различных источниках.
Привожу с сокращениями. Произошло следующее:
16.01.45 в 13-30 конвой КБ-1 (шесть американских транспортов, два танкера) вышел из Кольского залива, эскортируемый лидером «Баку» и эсминцами «Грозный», «Разумный», «Живучий», «Жесткий», «Дерзкий», «Доблестный», «Достойный» и «Деятельный». В 20-30 к северу от губы Рында эсминец «Деятельный» радиолокатором обнаружил цель, шедшую со стороны берега наперехват конвоя. Командир эсминца капитан-лейтенант К.А.Кравченко приказал увеличить ход до полного, повернул на цель и доложил по УКВ командиру конвоя о своих действиях. Когда расстояние до цели сократилось до нескольких кабельтовых, в фосфоресцирующем следе обнаружили погружающуюся подводную лодку. Командир приказал: «Самый полный вперед» — пытаясь, по-видимому, форштевнем (продолжение киля, образующее переднюю оконечность судна — ВК) достать ее с целью нанести таранный удар, но лодка успела погрузиться. Эсминец сбросил большую серию глубинных бомб и, циркулируя, приготовился к повторному бомбометанию. Вскоре “Деятельный” поразила акустическая торпеда: взрывом оторвало кормовую оконечность и повредило кормовую водонепроницаемую переборку второго машинного отделения. Несмотря на принятые экипажем энергичные меры борьбы за живучесть, предотвратить поступление большого количества воды не удалось. Связь по УКВ вышла из строя. Командир «Деятельного» приказал передать командиру конвоя: «Я торпедирован. Обе машины затоплены, медленно погружаюсь. Имею крен на правый борт, стараюсь его выровнять. Принимаю меры к спасению корабля». В 21-15 Кравченко вторично доложил по радио обстановку командиру конвоя, но ответа не получил. К этому времени вторая машина оказалась полностью затоплена, в первую машину также поступило много воды, начала она поступать и в кормовое котельное отделение. Пришлось погасить котлы, остановилось турбодинамо — погас свет, но люди продолжали оставаться на своих боевых постах. Корма все больше и больше погружалась, крен значительно увеличился, возникла угроза опрокидывания корабля. Капитан-лейтенант Кравченко приказал: — Всем покинуть корабль. Погибло 117 моряков (фото эсминца «Деятельный» и информация с сайта «Морской фронт страны. 1941-1945»).
Из доклада старшего лейтенанта Мачинского, одного из немногих, кому удалось спастись, командующему эскадрой: «…с гордостью могу доложить, что весь офицерский и рядовой состав с честью и до конца выполнил свой воинский долг. Атакуя вражескую подводную лодку, эсминец «Деятельный» не допустил ее к конвою. На корабле не было ни тени страха и паники, слез и прощаний. Все погибли как герои-моряки».
Командующий эскадрой Северного флота контр-адмирал В.А.Фокин не мог смириться с мыслью, что вместе с «Деятельным» погиб почти весь личный состав. Он обратился к командующему флотом с просьбой: разрешить на эсминце «Урицкий» выйти в район гибели «Деятельного». 18 января Урицкий» под флагом командира эскадры вышел из Кольского залива. Корабль обследовал все побережье, все бухточки и острова. Не удалось найти никого, включая, естественно, и своего бывшего командира отделения трюмных машинистов, старшего краснофлотца Кондрашова Михаила Гавриловича.
В именном списке безвозвратных потерь в графах «причина выбытия» и «место погребения» можно прочитать короткую запись: «Погиб в море при выполнении боевого задания 16.01.1945 года. Баренцево море». А в графе «родственники»: жена Вешнякова Мария Сергеевна — Архангельск, и отец Кондрашов Гавриил Андреевич — Московская область, Пушкинский район, совхоз «Лесные поляны».
Автор: Культин Владимир Павлович, администратор сайта «Книга памяти г. Королёв»