Куракинцы в усадьбе Куракиных
Мы из поколения «Детей войны», воспитанного в четких идеологических ценностях, уже в школе знали, что нас считают кадрами, предназначенными для большого труда по строительству новых заводов, пароходов, что надо «лес валить, добывать руду и дерзновенно смотреть на Луну». «Все работы хороши — выбирай на вкус!» Мы и выбрали: на конкурсной основе получили бесплатное образование в МАИ, влились в ряды тех, кто работал над созданием космической техники.
Юрий Гагарин был для нас примером того, что любой мальчик и девочка могут воплотить в жизнь самую смелую, казалось бы, фантастическую мечту. На этом фоне поразило скупое сообщение о том, что по ту сторону железного занавеса эмигранты обратили внимание на фамилию Первого покорителя космоса: были радостные сообщения, что, мол, он из древнего дворянского рода князей Гагариных. Советские люди, даже коммунистическая цензура и С.П. Королёв, об этом не думали.
Теперь иные времена. В нашем Академгороде (г. Королёв) краеведы пытаются разобраться, почему и в честь кого один из районов называется «Куракино».
Так повелось, что лето мы проводим на земле наших отцов — под Волоколамском. Недавно местный краевед рассказал, что побывал в Тверской области, в усадьбе Куракиных, которую «успешно восстанавливают». С нами в деревне были внучки, «все мы живем в Куракино». Вот и решили поехать, ознакомиться.
Сразу оговорю, что в интернете искать нужно «Степановское — Волосово» в Тверской области. Мы добирались, используя «сказы», поэтому, доехав в Дорожаево, не знали куда повернуть.
Пустынна деревенская улочка. Спросить не у кого. Зашли в магазинчик…Так началась экскурсия.
Продавец за прилавком оказалась учительницей, своим братом-краеведом, писала даже статьи в газете об усадьбе. Она с удовольствием посвятила нас в дворцовые тайны.
— Восстановили. Красота такая, что «Ох!». Разрешают ходить по парку. Сегодня — суббота, могут быть хозяева. ОН разрешает осматривать внутренние помещения.
— Поворот надо делать перед магазином.
— Крест видели? — он останется по левую руку. На этом месте была церковь «куракинского барокко» одностолпная, здесь хоронили многих Куракиных. Дальше не заблудитесь, дорога грунтовая, как переедете через мосточек — считайте уже в усадьбе.
«Без сомнения, в хорошую погоду дорога не представляет никаких трудностей для любой машины, однако в дожди мы можем рекомендовать ее только владельцам внедорожников (можно паркетных) либо водителям авантюрного склада» — вещают проехавшие этот путь лет семь назад, хотя…«мосточек» через крохотную Шошу весьма хлипок и ныне.
Шоша — река в Тверской и частично в Московской областях России, правый приток Волги. Здесь это ручеёк с кувшинками, который течет после плотины, восстановленной подле усадьбы.
Первое, что поразило — сочность газонов…после мелькавших запущенных полей Московской области со щетиной мелколесья и подарком от Америки — наглым гигантом борщевиком. В Степановском — усадьбе Куракиных, такой ковёр — обещание, признак (или призрак?) иной жизни — упорядоченной, обеспеченной.
Один коврик? …Неет. Ковры повсюду!
Увы…фото придется дополнить — они не передают того, что видишь глазами, слышишь ушами и вдыхаешь ноздрями! Фотографии молчат неинтересно: там особая тишина иного мира, усадебного, делового. НЕ МУЗЕЙНОГО. Тихо газонокосилка движется, отслеживая бугры, изредка проезжают трактора, подвозят материалы, мебель…идет воссоздание. Иной мир, незнамо какой эпохи. И мы — зрители? или уже влились в созидание новых отношений: между прошлыми веками, годами 21 века, днями июля 2015?
Это всё о усадьбе «Степановское-Волосово», о земле, на которую ступили из машины…
— Какой машины?
-Пусть будет — «машиной времени».
Ведь пойдет сказ о том, что видели и узнали.
— Усадьба — это целый мир, который не завершается одним днем. Это бесконечный процесс новых идей, проектов, которые можно развивать. История усадьбы — это не просто каменные стены и картины. Это история, которая связана с людьми. Она всегда интересна, и конца этому нет, — говорит Сергей Васильев, который «влюбился в усадьбу с первого взгляда», выкупил ее и восстанавливает уже 9 лет. Труд такой под силу только коллективу подвижников. Слава Богу, что семья рядом, особенно жена, Маргарита. Здесь нужно быть немножко сумасшедшими, одержимыми.
Это хозяин усадьбы — Сергей Анатольевич Васильев, показывает нам ПЛАН, по которому ведутся работы по воссозданию комплекса.
-Такой я увидел усадьбу, когда вышел из вертолета, — вспоминал Сергей Анатольевич Васильев, принеся нам кипу фото.
Физик и Лирик. Выпускник ФизТеха, специалист ЦАГИ, инженер из Жуковского. Романтик? ПРАКТИК! Сергей Анатольевич Васильев. Он лично участвует в работах, проводимых в Степановском.
«Господи, ну почему наши «новые русские», как правило, не такие, как новый хозяин усадьбы Сергей Васильев?! Если хотя бы каждый пятый из них тратил деньги не на хоромы во Франции или в Штатах, а на усадьбы русских дворян, да еще так внимательно относился бы к их восстановлению в первозданном виде, то и отношение населения к нашим миллионерам изменилось» эмоции пользователя интернета, побывавшего в усадьбе.
Немного из истории рода Куракиных.
Господин Великий Новгород оказал честь потомку Гедимина, князю Патрикею, выделив ему в удел города: Орехов, Корелу и село Лужское. Сыновья Патрикея перешли на службу к московскому великому князю Василию Дмитриевичу: Фёдор (старший) стал называться Хованским, Юрий (младший) — Патрикеевым. Внуки князя Патрикея получили разные прозвища. Отсюда пошли князья Щенятьевы, Голицыны, Куракины. Прародителем рода Куракиных считают Андрея Ивановича Булгакова, которого прозывали Курака. Языковеды считают, что фамилия произошла от тюркского «курак»-высохший, близкие понятия: пустой, скупой, жадный, задумчивый, мечтательный. Каким же был этот человек? Может быть, в нем было всё?
Несколько веков Куракины были боярами. Андрей Петрович Куракин в 1579 году управлял Москвой, когда Иоанн IV был в Литве.
Описание герба Куракиных.
Щит, разделённый на четыре части, имеет в середине малый щиток, в котором изображён Литовский герб, а именно: в красном поле скачущий на белом коне воин с поднятым вверх мечом. В правой верхней и в левой нижней частях в красном поле изображён польский герб — белый одноглавый орёл. В левой верхней части в серебряном поле изображён новгородский герб — малинового цвета стул, на котором изображены крестообразно державный жезл и длинный крест; над стулом тройной подсвечник с горящими свечами, по сторонам стула два чёрных медведя, стоящие на задних лапах. В правой нижней части в голубом поле видны — серебряный крест, шестиугольная звезда, а между ними золотой полумесяц, обращённый рогами вниз. Щит покрыт мантией и шапкой, принадлежащими княжескому достоинству.
Усадьбу, куда мы приехали, начал строить С.Б. Куракин.
Куракин, Степан Борисович (1754-1805), владелец усадьбы Алтуфьево и Волосово, был женат на Екатерине Дмитриевне Измайловой; сохранилась их московская усадьба по адресу: ул. Новая Басманная, 6 (впоследствии Куракинская богадельня). Степан рано осиротел. Опекуном стал двоюродный дед Н.И. Панин, который отправил мальчика учиться в Швецию, но, отрок немного проучившись, записался добровольцем и отправился к другому деду П.И. Панину на войну против Турции. Степан Борисович воевал, участвовал во взятии Бендер, ему граф Панин (дед) поручил доставить взятые знамена и булавы императрице Екатерине II. У Екатерины II и П.И. Панина были сложные отношения, поэтому внука ничем не наградили. Степан Борисович продолжал двигаться по лестнице военной карьеры, участвуя в военных действиях в Польше в 1772-1773 годах, затем находился в войсках, подавлявших Пугачёвский бунт. Ему довелось терпеть раздражительность императора Павла Петровича в Новотроицком кирасирском полку, участвовать в Крымском походе в 1783 году, затем командовал Ахтырским гусарским полком. Вышел в отставку в 35 лет, но продолжал (как сказали бы сейчас) работать начальником Экспедиции кремлёвского строения в чине тайного советника. В 50 лет оставил службу действительным тайным советником. Похоже, что уход связан с болезнью, которая привела к его кончине в 1805 году.
Старший брат, блистательный Александр Борисович( 1752-1818) приятель императора Павла Петровича, посол во Франции и Австрии, вице-канцлер, холостяк, неприязненно относился к малого ребёнка, младшему. Степан Борисович жаловался, что тот «поставляет его хуже самого, который до десяти перечесть не может» и приписывает ему понятия «самого безрассудного и безграмотного офицера». А.Н. Греч в знаменитом «Венке усадеб» пишет: «Усадьбу возводил в 90-х годах XVIII века князь Степан Борисович Куракин, бесшабашный гуляка и мот, брат канцлера князя Алексея Борисовича и знаменитого своим богатством и напыщенностью князя Александра Борисовича. Ранняя смерть не дала возможности владельцу закончить отделку усадьбы, продолжавшуюся братьями и наследниками со свойственным им вкусом и роскошью». Ему виднее, а мне обидно, что так судят боевого офицера. Да, Степан Борисович был среди «матадоров» — основателей Английского клуба, славился своим тонким гастрономическим вкусом, но, может быть, это была своеобразная компенсация за военные годы? Прослеживается три периода в его жизни: взросление, участие в боевых действиях, мирная жизнь после отставки. В селе Степановском (ранее Волосово) он успел «устроить роскошную усадьбу и завёл большую полотняную фабрику». Его современники пишут почти современным, казенным языком: « Как начальник, он пользовался расположением подчиненных, так как заботился об их интересах». До Москвы и в наше время не так легко добраться из этого Тверского края, а Степан Борисович, являясь начальником Экспедиции кремлёвского строения перед государством почти до кончины, служил в Москве. Долго ему было добираться в усадьбу, следить за работами.
«Центральный массив дворца трехэтажный. Четырехколонный портик вытянутых пропорций, поставленный на фасады рустованного цокольного этажа, поддерживает аттик, где раньше был помещен герб Куракиных, а теперь остался лишь силуэт поржавевшего железа. К этому прямоугольному массиву примыкают длинные галереи, выровненные в одну с ним линию, вспухающие посередине ротондами с совсем простыми арочными окнами» -сообщает А.Н. Греч в книге «Венок усадьбам».
У ворот лежат львы с оскаленными зубами. Гримаса у них такая!
Ротонда хорошо видна слева. Нас заинтересовали полотнища флагов. Над зеленью крыш — полусфер реют флаги России, стяг над основным зданием не рассмотрели. Знатоки в интернете сообщают, что на нем — вензель «СВ» и ставят на обсуждение вопрос: «СВ» — «Степановское-Волосово» или «Сергей Васильев»?!
Когда расчистили этот участок, его облюбовали колокольчики. Полутень елей для них — благодать. Голубизна неба искрится в зыбкой синеве простых лесных цветов. Сказка, наитие, встреча, расставание… Мы увидели их, случайно поселившихся в усадьбе… Наш приезд совпал с их цветением. Будут ли в последующие годы? Кто знает…
Видела в интернете фото этого места парка в другие времена года. Хуже.
На месте этих елей и цветов шумел, красовался сказочный «карточный городок», построенный для жизни крепостных «с театром (Греч называет владельца имения «виконтом Карабасом»), с каланчой, обелисками, шлагбаумами», булочными, портняжными, всевозможными лавками и жилыми домами из недолговечных материалов. Бутафория давно разрушилась и исчезла, но сохранились картины Куракина Бориса Николаевича II, которые после революции отправили в музей.
«… в конце прямой дорожки, ориентированной по центральной оси планировки, остался стоять обелиск старицкого камня. На ступенчатом цоколе возвышается постамент с глубокими нишами, служащий основанием стройной четырехгранной игле, увенчанной шаром. Вокруг стоят еще покосившиеся белокаменные тумбы, вероятно, соединявшиеся некогда цепями друг с другом. Обелиск лишен надписей, но, как позволяют установить архивные документы, он был поставлен князем Александром в память умершего брата Степана как трогательный знак дружеской привязанности в силу тех же вкусов пресыщенных людей конца XVIII века, находивших в сентиментализме на лоне идиллической природы отдохновение своей усталости и утонченности». ( А.Н. Греч)
Может быть, это мнение сентиментального человека на лоне природы, ибо младший брат Степан Борисович Куракин по мнению родни был «жестоко неглижирован» старшим братом Александром, что прослеживалось в отношении к нему императорской семьи, благоволившей к его братьям Александру и Алексею. Отношения и события давно минувших дней. Всякое бывало в семье, но имение названо «Степановским» явно в честь «меньшого» брата, а проспект «Александровским». Подтекст? — именно Александр Борисович достраивал имение после смерти Степана Борисовича, поклон ли императору Александру I?
Забавно сопоставлять! Вспомнились девушки, катающиеся в наши дни по парку в Царицыно на неких прогулочных двухколесных колесницах. А что?! Территория Степановского позволяет! Был бы прокат! Тень парка, подъемы и спуски, водная гладь, венецианский мост, птицы, бобры… и мы — современные, среди чудес усадьбы, мчащиеся на колесницах!
Пребывание во дворце и в его окрестностях создало иллюзию сопричастности к проводимым работам. Такого ощущения больше не будет.
Продолжим экскурсию?
Зуева Ольга Викентьевна, член Королевского краеведческого общества (ККО).