Березовая роща у станции Подлипки-Дачные

«Работать в городе, а жить в деревне» – из рекламного буклета 1912 г.

Душный вагон поезда, грязный и темный подземный переход – так каждый день встречает наукоград Королёв своих жителей. После тяжелого рабочего дня хочется тишины, спокойствия, отдыха от напряжения. Тысячи людей каждый день проходят через березовую рощу у станции Подлипки-Дачные. Солнечный свет, красиво подсвечивающий листву, череда тонких белых стволов – всё это создает ощущение уюта, паузы, которая так нужна после поездки на железнодорожном транспорте.

Березовая роща, 2017 г. Одна беда – мусора много.

Периодически появляются планы по застройке рощи. Всего 7 лет назад краеведы и градозащитники защищали сквер от очередной вырубки под парковку для близлежащего торгового центра. После смены муниципальной власти, от вырубки рощи отказались – по крайней мере, временно. Недавно на заседании Правительства Московской области было анонсировано строительство надземного перехода (конкорса), выход из которого предполагается на месте рощи. Это возвращает тему сохранения березовой рощи у станции Подлипки-Дачные в центр внимания общества.

Концепция реконструкции станции «Подлипки-Дачные». Выход из конкорса предполагается на месте березовой рощи.

В начале XX века здесь находился лесной массив, который «расчертили» под дачи посёлков Сапожниково и Ново-Перловка. Для рекламы новых дачных посёлков был напечатан буклет, в котором описывались Подлипки: «Преобладание соснового леса, отсутствие болот и туманов делают пребывание в этих посёлках особенно ценным для слабых и выздоравливающих, нервных, утомленных городской жизнью обывателей, нуждающихся в обновлении сил в деревенской тишине и чистом, насыщенном большим количеством кислорода, воздухом». Отдельно указывалось, что при покупке: «Обществу переходят безвозмездно в собственность для общего пользования около 6 десятин земли, состоящих: 1) из двух парков <…> и 2) четырех скверов, расположенных в разных местах посёлков <…>». Один из таких скверов был запланирован у платформы. Центром сквера должно было стать вокзальное здание, построенное в начале XX века [1].

Фрагмент плана посёлка, в центре — платформа Подлипки и сквер. Из рекламного буклета.
Полустанок Подлипки. Фото 1912 г. Фото из рекламного буклета.

Параллельно железнодорожным путям в том же 1912 году была прорублена просека – Сапожниковская аллея. С небольшим изменением трассировки эта улица сохранилась и с 2020 года называется улицей Космонавта Стрекалова. На фото ниже можно увидеть густой лес приблизительно в том месте, где сегодня расположена березовая роща.

Сапожниковская аллея, фото 1912 г. Фото из рекламного буклета.
Эта тупиковая ветка железной дороги была проложена предположительно по бывшей Сапожниковской аллее. Фото И.А. Гришина, 2017 г.

В 1916 году на территории близ Ярославского шоссе британское общество БЕКОС начало строительство Казенного завода военных самоходов. Для рабочих завода архитектор М.С. Лялевич спроектировал два каменных дома, начато их строительство [2]. В 1918 году на территорию завода самоходов был эвакуирован Петроградский орудийный завод, который не имел возможности разместить всех рабочих в посёлках Сапожниково и Ново-Перловка [3]. Завод был вынужден арендовать комнаты у дачников, в жилых домах в Москве и у платформы Тайнинская. Каждое утро рабочие добирались до завода на поезде: около 40 минут в дороге и 5-10 минут от полустанка до проходной, если поезда следовали по расписанию, в противном случае от Тайнинской рабочие шли на работу в Подлипки пешком. Долго это продолжаться не могло.

Л.А. Веснин – автор Проекта рабочего посёлка при орудийном заводе им. М.И. Калинина.

В 1923 году заводом был объявлен конкурс на подготовку плана застройки посёлка для рабочих. Участвовали в конкурсе такие крупные архитекторы XX столетия, как Г.Б. Бархин и Л.А. Веснин. Победителем конкурса стал Леонид Александрович Веснин [4].

Так как из дачного посёлок преобразовывался в рабочий, требовалось создать соответствующую инфраструктуру: это и дороги (ул. Коминтерна, Кирова), и скверы, и народные дома (предшественники Дворцов культуры).

Так, в первом варианте проекта Л.А. Веснин предложил у здания вокзала организовать площадь, чтобы люди, выходя с платформы, не толпились в одном месте, а рассредоточивались по площади. Сквер было предложено расположить к востоку от первоначального месторасположения. В центре площади на плане Веснина всё ещё находилось вокзальное здание, однако в 1925 году специальная комиссия постановила его разобрать, определив здание как ветхое и непригодное для эксплуатации строение.

Первый вариант 1923 г.. со сквером к востоку от площади.

Во втором, доработанном к 1924 году, проекте застройки Л.А. Веснин изменил планировочное решение Вокзальной площади: уже нет деревянного здания, вокруг платформы – и с северной стороны, и со стороны посёлка – запланированы полукруглые площади, окруженные скверами и бульварами.

«Создание зеленых зон вблизи железнодорожных станций – один из распространенных градостроительных приемов. Парки и скверы, помимо эстетической, выполняют еще и защитную функцию, оберегая окружающее пространство от пыли и шума, тем самым сокращая зону отчуждения железнодорожного транспорта», – считает историк архитектуры Сергей Борисович Мержанов.

Второй вариант 1924 г. с окружающим платформу сквером.

Не все замыслы архитектора Л.А. Веснина были реализованы. Формирование пространства вокруг Вокзальной площади продолжилось скорее по первому варианту проекта, и к востоку от неё лес сохранялся как минимум до середины войны. Наложение снимка 1942 года на спутниковый снимок 2020 г. позволяет нам определить месторасположение сквера на фото 1942 года, а также определить предположительную трассировку Сапожниковской аллеи: оставаясь чуть заметной линией, аллея всё же присутствует на снимке. Это удивляет. Дело в том, что за 6 лет до фотоснимка, в 1936 году в целях прокладки второй ветки железнодорожных путей на перегоне от Подлипок до Болшево вырубили около 800 деревьев.

Особое внимание стоит обратить на тоненькую линию, которая проходит в 1942 году ровно в том месте, где до недавнего времени был расположен наземный переход. Очевидно, эта «народная тропа» вытаптывалась уже несколько лет. Предположительно, её появление связано с прокладкой второго главного пути в 1936 году.

Аэрофотосъемка 1942 г.
Снимок с Яндекс-карт 2020 г.

Послевоенные годы стали самым активным этапом застройки Подлипок. В своей статье о Вокзальной площади краевед Мария Миронова пишет:

«Комплексная застройка своим воплощением далеко не всегда в точности повторяет замысел архитектора. Отступления от проекта – довольно-таки рутинная вещь. И в то же время нечасто случается такое, что одни варианты проекта сменяются другими, при этом все из них разрабатывает один и тот же автор, и он же, в конечном счёте, успевает закончить работу строительством.  Длится всё это примерно десятилетие. Подобным трудным объектом является Вокзальная площадь у железнодорожной станции Подлипки-Дачные. А архитектором, которому выпало её оформить, стала Любовь Петровна Гулецкая.

Первоначальный проект предполагал создание контура площади с помощью четырёхэтажных «сталинских» домов. <…> На первых этажах двух домов, обращённых главными фасадами к станции, Гулецкая планировала разместить торговые залы учреждений обслуживания, имеющие арочные завершения входов.  <…>

[Сохранение сквера при этом не предполагалось – прим.]

В центре площади должны были находиться прямоугольные клумбы с фонтаном. Такое свободное ландшафтное оформление позволяет датировать проект 1952 – 1954 годом, то есть временем, когда в городе ещё не было открыто движение автобусов. <…> Вскоре стало понятно, что реализовать проект не удастся [5]». 

Точный год, когда зеленая зона была вырублена, мы пока не знаем. На месте зелени появился склад топлива НИИ-88, а именно – лесосклада/лесопилки. Его мы можем увидеть на фотографии начала 1960-х гг. Рядом располагалась керосиновая лавка.

Фрагмент фотографии станции Подлипки, начало 1960-х. Источник.

Из статьи Марии Мироновой:

«Стремительно менялся и город. Вокзальная площадь стала (не могла не стать) важным узлом, через который проходили маршруты общественного транспорта. Задача архитектора усложнялась. <…> В 1957 году Гулецкая представляет очередной проект Вокзальной площади. В нём предусматривается конечная стоянка автобусов маршрута Москва – Калининград Московской области и стоянка легковых автомашин. Примерно там, где сейчас стоит дом 1а по улице Калинина, мог быть построен кинотеатр. Другим общественным зданием должен был стать универмаг на противоположной стороне площади. Этот проект в целом принимается».

Проект развязки транспорта на Вокзальной площади, проект Л.П. Гулецкой (1957 г.). Найден И.А. Гришиным. 

Строительство кинотеатра предполагалось по проекту архитектора Л.П. Гулецкой. Отвод земельного участка обсуждался на заседании Исполкома горсовета г. Калининграда в конце декабря 1956 года, однако землеотвод состоялся только к середине мая 1957 года.

Красным выделен земельный участок под строительство кинотеатра. Внизу плана пунктиром обозначен двухэтажный дом, который сегодня находится во дворах ул. Карла Маркса. План найден И.А. Гришиным.

Почему же кинотеатр у станции не был реализован? Из статьи М. Мироновой:

«В 1958-м в проект вносятся коррективы. Строительство уже идёт: сдаётся в эксплуатацию жилое здание, современный адрес которого улица Калинина, 1. Но архитектору ставят новые условия. Кинотеатра не будет, однако требуется размещение автобусной станции. По-видимому, Гулецкая подготовила сразу два предложения, потому что в протоколе городского исполкома от 23 июля 1958 года утверждается «второй вариант проекта», согласно которому «Вокзальная площадь остаётся свободной», а размещение автобусной станции планируется «между двумя лестницами перехода на железнодорожную станцию». Стоянку автобусов хотят организовать вдоль ограды железнодорожного полотна».

Всего один год, но очень важный, судьбоносный год внёс коррективы в судьбу близлежащей к станции территории. 4 апреля 1957 года состоялся запуск первого искусственного спутника Земли. Событие, открывшее новую эру человечества, оказалось также значимым для березовой рощи в Подлипках.

Фабрика-кухня артиллерийского завода №8 им. М.И. Калинина. Фото И.А. Гришина.

17 февраля 1958 года на Фабрике-кухне в помещении ресторана «Подлипки» состоялась встреча сотрудников ОКБ-1 с Первым секретарём ЦК КПСС Н.С. Хрущёвым, К.Е. Ворошиловым, Р.Я. Малиновским, М.П. Тарасовым, С.М. Будённым по случаю награждения предприятия Орденом Ленина. Вот что пишет об этой встрече Нина Ивановна Королёва – супруга Сергея Павловича Королёва в своих воспоминаниях [6]:

«Сергей Павлович в день вручения предприятию Ордена Ленина (торжество проходило на Фабрике-кухне) обратился к Н.С. Хрущеву с просьбой разрешить построить Дворец культуры, спортивный комплекс (стадион, бассейн) и детские сады».

1-й секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Источник.

В своей статье М. Миронова акцентирует внимание на одном очень важном факте:

«Интересно, что одним из тех, кто в 1957 году согласовывал строительство в городе, был замначальника Архитектурно-планировочного управления Мособлисполкома Р.М. Гегарт. Через несколько лет он станет автором нашего Дворца культуры имени М.И. Калинина».

Кинотеатр «Звезда» в ДК им. Калинина, фото 1964 г. Источник.

В проект Дворца культуры включили кинотеатр «Звезда», который работал многие десятилетия. Сегодня в помещении бывшего кинотеатра расположен отдел новейшей истории Королёвского музейного объединения.

Вход в кинотеатр «Звезда» ДК им. Калинина, фото 1974 г. Источник.

Отказавшись от проекта строительства отдельного здания кинотеатра у Вокзальной площади, в 1961 – 1962 году на выделенном участке построили жилые дома: 4 по ул. Карла Маркса и 1а по ул. Калинина.

Участок, на котором должен был быть расположен кинотеатр. Коллаж.

В конце 1950-х годов керосин начали развозить по районам города, и лавку с лесоскладом закрыли. По воспоминаниям жителя Калининграда–Королёва Музы Николаевны Лазаренко, в период с 1960 по 1967 гг. на территории современной березовой рощи располагалась площадка для временного складирования товаров продуктового склада, который находился ближе к Акуловскому водоканалу. Иногда на площадке разгружались и перегружались грузы ОКБ-1. На месте современного Дома быта находился магазин «типа ангара», в котором справа от входа продавали обувь, а слева – парфюмерию.

В 1964 году председателем Калининградского исполкома (местной администрации) стала Александра Андреевна Пустовойтенко. В годы её руководства город рос и развивался, было построено 17 детских садов, проведено канализование города, построены три дворца культуры, 80 км газовых линий, 83,5 км водопровода. При строительстве проспекта Королёва, нового здания ЦГБ на ул. Циолковского, при канализовании города очень многие проблемы решались местными властями. Именно исполком определял первоочередные задачи, которые затем градообразующие предприятия исполняли, создавая социальную, транспортную, коммунальную инфраструктуру [7].

Одно из последних заседаний исполкома горсовета с участием А.А. Пустовойтенко в 1975 г. Источник.

Особое внимание Александра Андреевна уделила Вокзальной площади и станции Подлипки: во время её руководства были построены новые платформы, кассовые павильоны, которые используют до сих пор.

Станция «Подлипки», 1960 г. Источник.

До 1966 года жители Калининграда переходили железнодорожные пути через открытый для дождя и снега надземный переход.

Надземный переход в Подлипках, 1950-е. Источник.

Летом 1966 года началось строительство подземного перехода через железнодорожные пути.

Строительство подземного перехода у станции Подлипки-Дачные. Источник.

Во время мероприятий по озеленению города в 1967 году, в два этапа – весной и осенью, вблизи станции на коммунистических субботниках-воскресниках были высажены молодые березки высотой 1,5-2 метра. Документальных свидетельств тех событий практически не сохранилось (и это неудивительно: субботники, воскресники, месячники, во время которых происходило благоустройство и озеленение города, в советское время были обычным делом), мы располагаем лишь рассказами непосредственных участников посадок и несколькими старыми публикациями в «Калининградской правде».

Статья о новой березовой роще в газете «Калининградская правда».

Благодаря одной из таких публикаций известно, что осенью 1967 года было высажено 1,5 тысячи деревьев: «В октябре 1967 года во время коммунистического воскресника группа работников Калининградского стройуправления во главе с Фёдором Никитовичем Ловцовым посадила 1500 берёзок на территории бывшего лесосклада возле станции Подлипки. Многие калининградцы высказывали опасения, приживутся ли здесь эти прихотливые деревца. С наступлением весны все сомнения разрешились: белоногие берёзки закудрявились зелёной листвой. Погибло совсем немного саженцев. А прижились они в новых условиях потому, что деревья перевозили вместе с почвой, в которой они росли в лесу».

Участниками событий далёкого 1967 года стали работники городских предприятий, учащиеся Калининградского механического техникума, пионеры городских школ. Многие из них до сих пор помнят  «свои» берёзки, при случае показывая их детям и внукам.

Березовая роща у станции Подлипки-Дачные, фото 2017 г. Фото И.А. Гришина.

По воспоминаниям ветеранов городских предприятий, в посадках лично участвовали Алексей Михайлович Исаев, Владислав Николаевич Богомолов, Юрий Александрович Мозжорин, которые внесли огромный вклад не только в развитие советской науки, но и в благоустройство Калининграда–Королёва, стали его Почётными гражданами. Большое количество представителей технической интеллигенции города, участвовавших в посадках, а также непосредственное участие  А.М. Исаева, Ю.А. Мозжорина и В.Н. Богомолова привели к тому, что в народе заговорили, что молодая рощица – особенная, имеет мемориальную ценность и что посажена она была в память о С.П. Королёве.

Дело в том, что как раз за год до высадки рощи, в 1966 году, Главный конструктор ушёл из жизни, и это событие заставило почувствовать себя «осиротевшим» многотысячный город, в развитие и строительство которого Сергей Павлович внёс огромный вклад. Вполне вероятно, что во время посадок, участниками которых были соратники Королёва, были разговоры об увековечении в городе его памяти. Однако ни официального имени, ни статуса роща так и не получила. Зато на страницах «Калининградской правды» ей предсказывали прекрасное будущее: «Пройдёт несколько лет, и берёзовая рощица будет одним из красивейших зелёных уголков города».

Березовая роща в центре кадра. Фото И.А. Гришина, 2017 г.

В субботнике принимал участие и Владимир Ильич Малых – ныне председатель Королёвского краеведческого общества им. Б.Я. Ежова, в 1967 году – начальник группы по системам управления космических аппаратов. Он вспоминает:

«Эта была молодежь, комсомольцы со всего города. Там были и из ЦКБЭМ (ныне РКК «Энергия»), были и из КБ Химмаш, Болшевский завод «Поток» (ныне Альфа Лаваль Поток). Это комитет комсомола городской организовал субботник. Каждое предприятие сажало свой участок. Моего участка уже нет. Когда построили торговый центр, наши березки, видимо, вырубили. Сажали тяжело, попался участок с очень плотной землей, пришлось ломами выдалбливать ямы. Ничего. Как видим, деревья принялись, очень хорошо принялись. Это память о наших комсомольцах, о комсомольцах нашего города. Это наша память».

Краевед, сотрудник Королёвского музейного объединения Андрей Михайлович Бритиков рассказал, что единожды наблюдал изделие, над которым работало соседнее КБ АТО (ныне «ВНИИА им. Н.Л. Духова»), а именно комплекс «Пионер». Оно находилось в отстойнике на железнодорожных путях у березовой рощи. Изделие охраняли, но сквозь тоненькие стволы саженцев хорошо было видно «Пионера».

Связка из трех ракет РСД-10, подготовленных к уничтожению. Испытательный полигон Капустин Яр. Источник.

Летом 1968 года Исполком Московской области принял решение о строительстве в Подлипках Дома бытового обслуживания населения (Дома быта). По согласованию с Исполкомом Калининграда, выбор пал на участок у станции Подлипки.

Выкопировка из Генплана с размещением земельного участка, отведенного под строительство Дома быта в 1968 г.

Спустя много лет, председатель исполкома Александра Андреевна Пустовойтенко вспоминала решения, которыми она гордилась. Одним из таких решений Александра Андреевна считала сохранение березовой рощи у станции «Подлипки». Возможно, первоначально Дом быта планировали разместить ближе к подземному переходу, но вырубка только что высаженной комсомольцами и руководителями предприятий рощи могла быть воспринята болезненно. К сожалению, документальных источников об этой дискуссии не сохранилось.

Письмо в «Калининградскую правду» от жителей ул. Карла Маркса, 1974 г.

Вновь на страницах городской газеты о роще заговорили в 1974 году. Причиной появления в «Калининградке» статей с тревожными заголовками «Сберечь рощу!», «А роща гибнет!», стало строительство городского Дома быта. Жители ближайших домов жаловались на то, что в результате строительства и замусоривания территории погибла часть саженцев. Неравнодушные горожане писали о необходимости благоустроить рощу: проложить асфальтированную дорожку, установить скамейки для отдыха.

К середине 1970-х годов Дом бытовых услуг был построен, в 1990-е годы пристроены торговые одноэтажные павильоны. Дорожку заасфальтировали, а вот лавочек не появилось.

К концу 2010-х годов между рощей и подземным переходом началось строительство торогового центра. В 2014 году появились сообщения о том, что роща была сдана в аренду некоему ООО «Ваше право», которое планировало вырубку под строительство торгового центра и автостоянки. Администрация Королева заявила в суде по этой территории, что «деревья на участках представляют собой особый сквер, выполняющий защитные, оздоровительные и эстетические функции», на основании чего она отказала арендатору в выдаче разрешения на вырубку берез. 

5 февраля 2014 года Арбитражный суд МО вынес вердикт в пользу предпринимателей и постановил обязать администрацию Королева выдать арендатору разрешения на вырубку деревьев. После этого городские чиновники подали апелляцию в Десятый арбитражный апелляционный суд. Однако сделано это было лишь 14 марта, в то время как на подачу такой жалобы отводится срок в один месяц. Поэтому апелляция была отклонена, что зафиксировано в решении суда от 27 марта [8].

В 2015 году новая администрация г. Королёва дала ответ о том, что не допустит уничтожения указанной рощи и не будет выдавать разрешение на вырубку зеленых насаждений [10].

Письмо 2015 г.

22 апреля 2015 года жители Королёва организовали петицию по сбору подписей за сохранение рощи, за несколько недель её подписало около тысячи человек [11].

Петиция «Предотвратите вырубку мемориальной березовой рощи у станции Подлипки-Дачные». Источник.

В 2017 году Виктор Ильич Трубицын (первый секретарь ГК КПСС в 1970-е гг., зампредседателя исполкома в 1970 — 1980-е гг.), Станислав Степанович Синица, Королёвское отделение МОО ВООПИиК и градозащитники обратились к первой женщине-космонавту Валентине Владимировне Терешковой с просьбой поддержать предложение увековечить память председателя исполкома горсовета А.А. Пустовойтенко, вклад в развитие города которой можно оценивать как один из самых высоких, и назвать березовый сквер у станции Подлипки-Дачные в честь Александры Андреевны.

«После ухода на пенсию А.А. Пустовойтенко работала в Комитете Советских женщин. Награждена двумя орденами «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», «За оборону Москвы».

В следующем году исполняется 100 лет со дня рождения Александры Андреевны. Предлагаю увековечить память Александры Андреевы и придать берёзовому скверу по адресу: Вокзальный проезд, напротив Дома быта у станции Подлипки-Дачные имя Александры Андреевны Пустовойтенко, а на доме, где жила Александра Андреевна по адресу: ул. Карла Маркса, 11 установить мемориальную доску«.

Валентина Владимировна возглавляла комитет Советских женщин в те годы и помнит Александру Андреевну. Она поддержала предложение и направила обращение в адрес Администрации города. К сожалению, дальнейшей реакции от местной власти не последовало.

В.В. Путин и В.В. Терешкова. Источник.

В октябре 2017 года после многочисленных и настойчивых просьб жителей города разбитую дорожку всё же покрыли асфальтом.

В 2021 году на совещании в Правительстве Московской области при обсуждении проекта реконструкции станции Подлипки-Дачные была продемонстрирована концепция нового надземного перехода взамен закрытого наземного. Согласно концепции, предполагается вырубить березовый сквер для организации площади при выходе с перехода [12].

Надземный пешеходный переход через железнодорожные пути, концепия 01.2021 г.

Сегодня в аккаунте администрации Королёва в инстаграме опубликован ещё один вариант размещения надземного перехода, с сохранением березовой рощи:

«Продолжается работа над реализацией проекта по строительству безопасного перехода на станции Подлипки-Дачные. Компанией «РЖД» были представлены варианты остановочного пункта.

В их числе: «Конкорс с размещением в торцах платформ», «Конкорс с размещением по центру платформ». Оба варианта включают в себя строительство новых платформ, здания конкорса, наземные вестибюли со стороны ул. Грабина (Завокзальный район) и ул. Космонавта Стрекалова (район Подлипки), транзитный пешеходный переход над железнодорожными путями, соединяющий оба вестибюля, эскалаторные сходы на платформу, лестнично-лифтовые сходы на платформу.

По поручению Главы города был разработан дополнительный вариант, в котором при строительстве соблюдается важное условие – сохранение деревьев (березовой рощи) со стороны района Подлипки».

Источник: https://www.instagram.com/p/CLB5oKJnfTm/

Как было бы хорошо, если бы руководство города позаботилось о том, чтобы роща всё-таки приобрела официальный статус и была сохранена. При бережном отношении и минимальном благоустройстве роща могла бы стать украшением города, а также местом отдыха проживающих в этом районе людей.

Статья подготовлена Королёвским отделением МОО ВООПИиК



[1] Г.И. Маношкина «Дачные поселки Сапожниково и Ново-Перловка» – https://historykorolev.ru/archives/581.

[2] Г.И. Маношкина «Казенный завод военных самоходов в Подлипках в годы Первой Мировой войны» – https://historykorolev.ru/archives/1428.

[3] Из Нижнего – в Подлипки: эвакуация Петроградского орудийного завода –https://historykorolev.ru/archives/2455.

[4] Г.И. Маношкина «Проект Весниных. Рабочий поселок при Орудийном заводе им. Калинина» – https://historykorolev.ru/archives/3074.

[5] М.Л. Миронова «Вокзальная площадь» – https://historykorolev.ru/archives/5149.

[6] «Нежные письма сурового человека» / под ред. Л.А. Филиной

[7] Александра Андреевна Пустовойтенко / сайт, посвященный 100-летию со дня рождения – https://genplankorolev.ru/pustovoitenko.

[8] «Новые известия»: «На месте мемориальной березовой рощи в Королеве появятся ТЦ и стоянка» – https://newizv.ru/news/society/23-04-2014/200713-na-meste-memorialnoj-berezovoj-roshi-v-koroleve-pojavitsja-tc-i-stojanka.

[9] Ю. Брынцев «О судьбе березовой рощи» – https://ru-korolev.livejournal.com/2527772.html.

[10] Петиция «Предотвратите вырубку мемориальной березовой рощи у станции Подлипки-Дачные» – http://chng.it/HPSJDkFLft.

[11] Закрытый переход и реконструкция станции Подлипки-Дачные – https://youtu.be/ZmYYJUzApWE.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий