К 125-летию со дня рождения Слепнёва Маврикия Трофимовича
Слепнёв Маврикий Трофимович, лётчик советской полярной авиации, участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, полковник, пятый Герой Советского Союза, родился 125 лет назад – 27 июня 1896 года в деревне Ямсковицы Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Ленинградская область).
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2021/07/11.jpg)
После легендарного спасения «челюскинцев» в 1934 году, Слепнёв с семьей поселился в «аэрофлотовских дачах» возле платформы Валентиновка. По окончании Великой Отечественной войны Маврикий Трофимович переехал во вновь создаваемый неподалёку «Генеральский поселок» и принял в его устройстве самое деятельное участие: в частности, лично размечал участки. Около 30 лет Слепнёв проводил в Валентиновке большую часть своего времени. Сохранились оба дома, где он жил.
После смерти М.Т. Слепнёва в 1965 году его имя присвоили бывшему проезду Чернышевского. Проезд Слепнёва находится рядом с пл. Валентиновка и соединяет ул. Чкаловскую и ул. Спартаковскую.
Яркая и героическая биография Маврикия Трофимовича – это следствие его характера: храброго, деятельного, несколько романтического. В книге «Как мы спасали челюскинцев», изданной в далеком 1934 году, Маврикий Слепнев рассказывает, что, ещё будучи десятилетним мальчиком, он решил стать военным: «С упоением, поражавшим моих родителей, я штудировал книжку «Учебник унтер-офицера», с особенной яростью изучая главу о разборе винтовки. Всем домашним я заявлял, что буду военным, чего бы мне это ни стоило. Отец мой смеялся.
– Молодо-зелено, – говорил он. – Мы с тобой, Маврик, мужики. Нашему брату попасть в офицеры – дело не шуточное.
Мать моя, женщина душевная и добрая, разделяла мои честолюбивые стремления.
– Будешь, Маврик, офицером, будешь, – говорила она, гладя меня по голове. – Вот только учись лучше».
В 1917 году Маврикий Слепнёв окончил Гатчинскую лётную школу. Сейчас сложно вообразить, что представляла собой русская авиация в дореволюционный период. Вот что рассказывал о своем обучении сам Слепнёв:
«Я прибыл в Гатчину и стал учеником-летчиком. Школой командовал тогда полковник Борейко. В ту пору авиация только что начинала развиваться. Никакого опыта еще в сущности не было, опыт возникал из нашей же непосредственной практики. Школу тогда кончали быстро. Один месяц уходил на общую техническую учебу, второй месяц – на изучение материальной части самолета, и в конце второго месяца будущий пилот с душевным трепетом садился впервые в машину и начинал рулить. Для того чтобы самолет случайно не взлетел в руках неопытного пилота, на крыльях подрезалось полотно. Так мы и катались на гатчинском аэродроме вдоль железной дороги.
Наконец настал день первого полета. Тогда самолеты в сущности не имели никакой кабины. Летчик сидел на жердочках, привязанный ремнями. Ветер свистел со всех четырех сторон, ноги упирались в рычаги для поворотов, а между ног можно было обозревать окрестности Гатчины. Очков в то время летчики тоже не носили, и через одну минуту после взлета мои глаза были полны слез. Летали мы очень низко. Я помню, что пришлось огибать гатчинскую колокольню, ибо подняться выше ее мы не рискнули. Описав в воздухе несколько кругов, мы с инструктором спустились на аэродром.
Вскоре я начал летать самостоятельно. Это были очень странные полеты. Я брал высоту примерно в 10 метров, делал несколько кругов, а потом выключал мотор и шлепался на землю. Таков был метод обучения. Окончил школу я на тяжелой машине «Альбатрос», получив звание летчика. Летчик Маврикий Слепнев! Мне казалось, что я достиг предела счастья».
Во время Гражданской войны Слепнёв воевал вместе с легендарным Чапаевым. С 1925 года был гражданским лётчиком «Добролета» на пассажирских линиях в Средней Азии, а с 1930 года – в Сибири.
В феврале 1934 года участвовал в спасении челюскинцев, за один рейс вывез со льдины 5 человек, а позже эвакуировал больного О.Ю. Шмидта на лечение в США. С 1935 командир подразделений дирижаблей, с 1939 года – начальник Академии ГВФ.
В годы Великой Отечественной войны, в 1941–1942, был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.
В Валентиновке к Слепнёвым заходили многие известные гости – например, летчики-полярники Н.М. Каманин и И.В. Доронин, которые жили неподалеку. На «первую» дачу Слепнёвых приезжал Василий Сталин, который привозил с концерта супругу Маврикия Трофимовича – балерину Большого театра Людмилу Владимировну Мержанову. В послевоенное время на «второй» даче бывал художник Решетников Фёдор Павлович, участник арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Автор известной картины «Опять двойка» приезжал писать портрет Маврикия Трофимовича.
![](https://historykorolev.ru/wp-content/uploads/2021/07/1.jpg)
Послевоенная дачная постройка была привезена Маврикием Слепнёвым из Финляндии. Здание прекрасно сохранилось, как и многие детали отделки и обстановки. От первоначальной площади земельного участка в 1 га сейчас осталось чуть меньше половины, но по-прежнему цела беседка, построенная самим Слепнёвым, а также небольшое строение 1945 года с крышей из крупповской стали (стальной шифер), которое используется сейчас в хозяйственных целях.
Хозпостройка Дровяной ларь, сделанный М.Т. Слепнёвым.
При жизни Слепнёва дачу окружал двухметровый дубовый забор-штакетник с калиткой. В углу участка находился коровник. Кроме коровы с тёлочкой, держали свиней, кур и уток. Ухаживать за животными приходила местная телятница, а пастух из соседней деревни (вероятно, из деревни Власовка) забирал корову на выпас.
На участке Слепнёвых до сих пор растут прекрасные деревья, посаженные Маврикием Трофимовичем. Вдоль забора – четыре высоких клёна, лиственницы, жасмин, акация. Помнят руки Маврикия Трофимовича магония падуболистная и чёрный виноград. Среди разных сортов яблонь: осенней полосатой, антоновки, аниса – посаженная им мельба. Когда-то на участке стояла арка, которую обвивали актинидия и лимонник, привезённые Слепнёвым из Маньчжурии; растения по-прежнему живы, но арку пришлось убрать.
На своём участке Маврикий Трофимович соорудил сложную систему летнего водопровода. Мотор, списанный из «Метростроя», качал воду из колодца, возле которого размещались бетонная опора и водонагревательная башня. Вода подавалась в душ, где водонакопителем служил старый авиационный топливный бак.
Сам дом, внутренняя отделка и обстановка сохранились практически в нетронутом виде. Мебель, полы, старинные печи, двери, обои и многочисленные фотографии Маврикия Трофимовича и его супруги Людмилы Владимировны бережно сохранены его дочерью Светланой Маврикиевной Слепнёвой и внучкой Валерией Викторовной Ковалевской (урожденной Слепнёвой).
Дом Героя Советского Союза летчика Маврикия Трофимовича Слепнёва — это важнейшая историческая и мемориальная ценность не только для Валентиновки, но и для всего подмосковного Королёва.
М.Т. Слепнёв в Валентиновке с собакой Альмой, 1955 год, из семейного архива В.В. Ковалевская, внучка М.Т. Слепнева, рассказывает о дачном быте своей семьи.
Марина Зайцева
Фотографии М. Мироновой, 2021 г
Интервью с племянником М. Т. Слепнёва – Георгием Петровичем Ежовым, востоковедом, доцентом ИСАА МГУ доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ssRWpvbGAsM